Расширены основные направления устойчивого развития России

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2023 г. № 2415 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

К основным направлениям устойчивого (в т. ч. зеленого) развития России дополнительно отнесены здравоохранение, образование, занятость, поддержка предпринимательства, НКО, жилищное строительство, спорт, культура, искусство и туризм, создание доступной инфраструктуры, продовольственная безопасность и доступ к продуктам питания, соцподдержка и защита граждан, устойчивая социальная инфраструктура. Введено понятие социальных проектов. Определены критерии таких по каждому из указанных направлений.


Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2023 г. № 2415 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

9 января 2024

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2023 г. № 2415

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. Внести в цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1912-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 30, ст. 5814), следующие изменения:

а) в пункте 2:

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«отсутствие значимых негативных эффектов на окружающую среду, а также отсутствие значимых негативных эффектов для лиц, в интересах которых реализуется такой проект, и для населения, жизнедеятельность которого затрагивается посредством его реализации (принцип «Do No Significant Harm»);»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«социальный проект» — это проект, одновременно удовлетворяющий следующим условиям:

соответствие одному или нескольким направлениям и критериям (при наличии) социальных проектов, утвержденным Правительством Российской Федерации;

реализация проекта способствует достижению приоритетных целей, указанных в пункте 31 настоящего документа;

направленность на достижение одной или нескольких целей, указанных в декларации «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г.;

отсутствие значимых негативных эффектов на окружающую среду, а также отсутствие значимых негативных эффектов для лиц, в интересах которых реализуется такой проект, и для населения, жизнедеятельность которого затрагивается посредством его реализации (принцип «Do No Significant Harm»).»;

б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«внедрение наилучших доступных технологий.»;

в) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. Приоритетные цели, достижению которых способствует реализация социального проекта:

решение конкретных социальных задач, что выражается в положительном изменении социального благополучия лиц, в интересах которых реализуется социальный проект, и (или) населения в целом;

достижение социального эффекта.»;

г) пункт 4 дополнить абзацами следующего содержания:

«здравоохранение;

образование;

занятость;

поддержка предпринимательства, некоммерческих организаций;

жилищное строительство;

спорт;

культура, искусство и туризм;

создание доступной инфраструктуры;

продовольственная безопасность и доступ к продуктам питания;

социальная поддержка и защита граждан;

устойчивая социальная инфраструктура.»;

д) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. По результатам реализации социального проекта предполагается получение социального эффекта, который:

материален (эффект от реализации проекта имеет положительное влияние на социальное благополучие лиц, в интересах которых реализуется социальный проект, и (или) населения в целом и определен количественно);

подробно описан в документах, определяющих условия реализации социального проекта.».

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 40, ст. 6818; 2023, № 12, ст. 2026):

а) в критериях проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

в пункте 2:

в абзаце первом слова «и критерии адаптационных проектов (таксономия адаптационных проектов)» заменить словами «, критерии адаптационных проектов (таксономия адаптационных проектов) и критерии социальных проектов (таксономия социальных проектов)»;

в абзаце втором слова «и адаптационных» заменить словами «, адаптационных и социальных»;

в разделе I:

позицию 1.2 исключить;

в позиции 2.3.3 слова «ИТС 38-2017» заменить словами «ИТС 38-2022»;

позицию 5.2 изложить в следующей редакции:

«

5.2. Производство водного транспорта (речного, морского) на экологичных источниках энергии, закупка водного транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего водного транспорта на экологичные источники энергии для пассажирского водного транспорта — при выбросах менее 50 г
е/пассажиро-километр;
для грузового водного транспорта, за исключением судов ледового класса, — при выбросах менее 15 г
е/тонно-километр;
для грузового водного транспорта ледового класса — при выбросах менее 20 г
е/тонно-
километр;
дополнительно для пассажирского и грузового водного транспорта на природном газе — при условии использования только природного газа или газодизельного цикла с использованием дизельного топлива менее 5 процентов по отношению к природному газу при сдаточной скорости судна

«;

дополнить разделом III следующего содержания:

«III. Критерии социальных проектов (таксономия социальных проектов)

Направление Критерии соответствия социальным проектам
1. Здравоохранение
1.1. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое оснащение (переоснащение) объектов в сфере здравоохранения для частной системы здравоохранения:
не менее 50 процентов лиц,
в интересах которых реализуется проект,
получают в конкретной организации
услуги в рамках программы
обязательного медицинского
страхования или с предоставлением
существенных льгот и относятся
к одной или нескольким категориям:
члены семей или одиноко проживающий
гражданин, среднедушевой доход или
душевой доход которых соответственно
ниже величины прожиточного
минимума, установленного
в соответствующем субъекте
Российской Федерации
в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
(далее соответственно —
члены малоимущей семьи,
малоимущий гражданин);
безработные;
мужчины старше 60 лет,
женщины старше 55 лет
(далее — лица пожилого возраста);
лица, достигшие возраста,
дающего право на страховую пенсию
по старости в соответствии с частью 1
статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»
(далее — лица пенсионного возраста);
члены семьи, в которой ребенка
воспитывает один из родителей
(усыновителей, опекунов);
члены семьи, имеющей 3 и более детей, признанной в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным субъектом Российской Федерации (далее — члены многодетной семьи);
члены семей с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодой семьи, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее — члены молодой семьи);
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
представители коренных малочисленных народов Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее — представители коренных малочисленных народов);
лица, признанные в установленном Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» порядке вынужденными переселенцами (далее — вынужденные переселенцы);
лица, признанные в установленном Федеральным законом «О беженцах» порядке беженцами (далее — беженцы);
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица без определенного места жительства;
лица, нуждающиеся в социальной адаптации;
лица, проживающие в сельской местности;
работники организации, в интересах которых такая организация реализует социальный проект (далее — работники);
лица, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, или лица, находящиеся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона «Об обороне», лица, заключившие контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее соответственно — мобилизованные, военнослужащие), и члены их семей;
для государственной и муниципальной систем здравоохранения —
без дополнительных критериев
1.2. Разработка, организация производства и выпуска лекарственных препаратов для лечения редких (орфанных) заболеваний без дополнительных критериев
1.3. Реализация проектов, направленных на предоставление медицинских услуг по лечению социально значимых заболеваний согласно перечню социально значимых заболеваний, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному указанным постановлением для частной системы здравоохранения:
лица, в интересах которых реализуется проект, получают в конкретной организации услуги в рамках программы обязательного медицинского страхования или с предоставлением существенных льгот;
для государственной и муниципальной систем здравоохранения — без дополнительных критериев
1.4. Реализация проектов, направленных на улучшение здоровья работников, в том числе направленных на решение проблем с деторождением семей работников без дополнительных критериев
1.5. Реализация проектов, направленных на разработку и внедрение инновационных медицинских технологий:
системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга здоровья пациента, высокотехнологичного реабилитационного оборудования, генетических, векторных и клеточных технологий, методов диагностики и лечения заболеваний, технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий
без дополнительных критериев
1.6. Медико-социальное сопровождение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, и людей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи без дополнительных критериев
2. Образование
2.1. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое оснащение (переоснащение) образовательных организаций, в том числе реализующих образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста для частной образовательной организации — не менее 2 процентов лиц, в интересах которых реализуется проект, до прекращения образовательных отношений в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должны получать образование и (или) присмотр и уход за детьми безвозмездно и относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семьи с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодой семьи;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, семья с детьми-инвалидами;
дети, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
представители коренных малочисленных народов;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица, проживающие в сельской местности;
дети работников;
дети мобилизованных и военнослужащих;
для государственных и муниципальных образовательных организаций — без дополнительных критериев
2.2. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое оснащение (переоснащение) объектов отдыха детей и их оздоровления для организаций отдыха детей и их оздоровления частной формы собственности:
включение в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в порядке, установленном статьей 122 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
наличие детей, относящихся к льготным категориям, перечень которых определен субъектом Российской Федерации, на территории которого реализуется проект, получающих услуги безвозмездно или с предоставлением льгот (при наличии)
2.3. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, техническое оснащение (переоснащение) студенческих городков, кампусов и общежитий для обучающихся и научно-педагогических работников реализуемый проект должен соответствовать не менее чем 15 критериям оценки показателей качества инновационной образовательной среды, установленным приложением к методике расчета предельного объема средств, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение (софинансирование) реализации инвестиционного проекта, являющейся приложением к Положению о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2021 г. № 1268 «О реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизма концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты», или реализуемый проект должен соответствовать разработанной государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» системе оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов «Impact and Responsible Investing for Infrastructure Sustainability»
2.4. Реализация
образовательных программ за счет грантов и аналогичных инструментов финансирования, направленных на материальную поддержку обучающихся
лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи, малоимущий гражданин;
члены семьи, в которых ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семьи с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодой семьи;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
представители коренных малочисленных народов;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица, проживающие в сельской местности;
дети работников;
мобилизованные, военнослужащие и члены их семей, или проект реализуется в населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений
2.5. Реализация проектов,
направленных
на развитие инклюзивного
образования
без дополнительных критериев
2.6. Реализация проектов,
направленных
на профессиональную
переподготовку,
повышение квалификации
лица, в интересах которых реализуется проект, должны получать услуги безвозмездно или с предоставлением существенных льгот и относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи,
малоимущий гражданин;
безработные;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семьи с усыновленными детьми,
с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодой семьи;
члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
лица, нуждающиеся в социальной адаптации;
лица, освобожденные из мест лишения свободы не более 3 лет назад;
лица, имеющие судимость;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица без определенного места жительства;
лица, проживающие в сельской местности;
женщины;
мобилизованные, военнослужащие и члены их семей
3. Занятость
3.1. Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства проектов, способствующих созданию рабочих мест, в том числе временных для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы проект реализуется в труднодоступной местности, под которой понимается населенный пункт или его часть, соответствующие одному или нескольким критериям (далее — труднодоступная местность):
населенный пункт или его часть, которые характеризуются отсутствием автодороги, связывающей этот населенный пункт с дорогами регионального и федерального значения;
населенный пункт или его часть, имеющие наземную транспортную связь с административным центром (столицей) субъекта Российской Федерации, но расстояние до которого превышает 500 километров, или проект реализуется в населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений, в том числе при условии трудоустройства местного населения, или проект реализуется в субъекте Российской Федерации с уровнем безработицы на 20 процентов выше, чем в среднем по Российской Федерации, или проект реализуется в субъекте Российской Федерации с уровнем заработной платы на 20 процентов ниже, чем в среднем по Российской Федерации, с учетом покупательной способности населения в субъекте Российской Федерации
3.2. Реализация проектов,
направленных на
реализацию мероприятий
по улучшению условий
и охраны труда,
в том числе направленных
на профилактику
дискриминации
по признаку возраста
в трудовых отношениях,
на поддержку работающих
матерей и иных лиц
с семейными
обязанностями
лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к работникам, и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в размере, превышающем установленный статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации размер такого финансирования
4. Поддержка предпринимательства, некоммерческих организаций
4.1. Реализация проектов,
направленных
на предоставление доступа
к оборудованию на
льготных условиях
лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям
4.2 Организация аренды помещений на льготных условиях лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям
4.3. Реализация комплексных программ по организации консультирования по вопросам участия в тендерах российских и зарубежных компаний, сертификации продукции; предоставление доступа к электронным торговым площадкам, обеспечивающим взаимодействие между заказчиками и поставщиками реализация программ за счет собственных средств лица, реализующего проект, на регулярной основе с бесплатным участием для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций; предоставление доступа физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям к электронным торговым площадкам безвозмездно либо с предоставлением существенных льгот
4.4. Реализация программ содействия внедрению решений, направленных на повышение эффективности работы систем логистики, работы с кадрами, реализации продукции реализация программ за счет собственных средств лица, реализующего проект, на регулярной основе с бесплатным участием для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций
4.5. Предоставление доступа
к специализированным
платформам
и вспомогательным
сервисам,
предоставляющим
консультации
по организации
производственных
процессов
предоставление доступа физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям к специализированным платформам и вспомогательным сервисам, предоставляющим консультации по организации производственных процессов и возможности по продвижению продукции и услуг, а также доступ к электронным торговым площадкам, обеспечивающим взаимодействие между заказчиками и поставщиками, безвозмездно либо с предоставлением существенных льгот
4.6. Предоставление грантов для развития производства и открытия собственного бизнеса, в том числе по договорам коммерческой концессии лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям
4.7. Предоставление грантов,
заемных средств
на льготных условиях,
инвестиций
для осуществления
деятельности
в сфере социального
предпринимательства
и производства продукции
и (или) предоставления
социально значимых услуг
лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям
4.8. Реализация программ,
включая обучающие
долгосрочные
и краткосрочные курсы,
консультации, тренинги,
программы
наставничества,
менторства по развитию
социального
предпринимательства,
расширению присутствия
и выходу на новые рынки
реализация программ за счет собственных средств лица, реализующего проект, на регулярной основе с бесплатным участием для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций
5. Жилищное строительство
5.1. Строительство жилья при условии соответствия жилых помещений условиям отнесения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и не менее 50 процентов лиц, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи,
малоимущий гражданин;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семьи с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодой семьи;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
представители коренных малочисленных народов;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
лица, проживающие в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, или в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
лица без определенного места жительства;
лица, проживающие в сельской местности;
работники;
мобилизованные, военнослужащие и члены их семей
5.2. Реконструкция жилых домов при условии соответствия жилых помещений условиям отнесения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и не менее 50 процентов лиц, в интересах которых реализуется проект,
должны относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семьи с усыновленными детьми,
с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодой семьи;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
представители коренных малочисленных народов;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
лица, проживающие в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, или в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
лица без определенного места жительства;
лица, проживающие в сельской местности;
работники;
мобилизованные, военнослужащие и члены их семей
5.3. Реконструкция многоквартирного дома, признанного аварийным лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к лицам, проживающим в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, или в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции
5.4. Организация наемного жилья для жилищного фонда социального использования — без дополнительных критериев.
 Для жилищного фонда коммерческого использования:
доля льготного фонда в наемном жилье не должна быть менее 20 процентов, и размер платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения не может превышать максимальный размер указанной платы, который устанавливается соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения размера платы за наем жилого помещения в наемном доме социального использования
5.5. Финансирование
мероприятий
по вынужденному
переселению,
в том числе из аварийного
жилья, местностей с неблагоприятными
экологическими,
климатическими
и (или) социальными
условиями для жизни
лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
лица, проживающие в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, или в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов
6. Спорт
6.1. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и монтаж объектов спорта проект реализуется на территории с недостаточной обеспеченностью населения объектами спортивной инфраструктуры в соответствии с рекомендованными нормативами и нормами обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта
6.2. Реализация проектов, направленных на вовлечение населения в систематическое занятие физической культурой и спортом, в том числе адаптивной физической культурой и спортом, с целью формирования здорового образа жизни без дополнительных критериев
7. Культура, искусство и туризм
7.1. Создание, в том числе
строительство
и материально-техническое оснащение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое оснащение (переоснащение) учреждений культуры и искусства (музеи, архивы, библиотеки, театры, иные научные, зрелищные и просветительские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере науки и культуры, учреждения культурно-досугового типа)
без дополнительных критериев
7.2. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое оснащение (переоснащение) объектов туристской индустрии и туристских ресурсов, многофункциональных сервисных зон, объектов придорожного сервиса, за исключением автозаправочных станций без дополнительных критериев
7.3. Реализация проектов, направленных на социально-культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан в российское общество лица, в интересах которых реализуется проект, должны быть признаны вынужденными переселенцами или беженцами
7.4. Реализация проектов, направленных на развитие библиотечного и музейного дела, исполнительских искусств, кинематографии, выставочной деятельности, а также на сохранение традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации без дополнительных критериев
7.5. Реализация проектов, обеспечивающих сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации без дополнительных критериев
7.6. Реализация проектов,
направленных
на повышение доступности
культурных ценностей
и благ
без дополнительных критериев
7.7. Реализация проектов, направленных на развитие внутреннего туризма без дополнительных критериев
7.8. Реализация проектов, реализуемых с учетом целей государственной политики Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, определенных Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» без дополнительных критериев
8. Создание доступной инфраструктуры
8.1. Городская среда и жилищно-коммунальная инфраструктура
8.1.1. Реализация проектов,
направленных
на благоустройство
городских территорий,
повышение комфортности
городской среды
и создание условий
для активного отдыха,
включая создание
и реконструкцию
городских парков
без дополнительных критериев
8.1.2. Грантовая поддержка реализации инициатив, направленных на развитие системы коммунальной инфраструктуры, социальной инфраструктуры (объекты образования,
объекты здравоохранения
и социального
обслуживания, объекты
спорта, культуры
и искусства, объекты,
используемые
для организации отдыха
и туризма, включая
общественные
пространства, скверы,
парки)
для проектов, реализуемых в труднодоступной местности, или для проектов, реализуемых в населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений, или при условии соответствия реализуемых инициатив программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждаемых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации
8.1.3. Грантовая поддержка инициатив, направленных на обеспечение доступа населения к качественным коммунальным услугам без дополнительных критериев
8.1.4. Реализация проектов,
направленных на создание
инклюзивной
инфраструктуры
(доступной среды),
в том числе транспортной
инфраструктуры
без дополнительных критериев
8.1.5. Приобретение коммунальной спецтехники и средств малой механизации для уборки территории муниципальных образований без дополнительных критериев
8.1.6. Реализация проектов,
направленных
на организацию
мероприятий
при осуществлении деятельности
по обращению
с животными
без владельцев, создание,
развитие и поддержка
приютов для животных
без дополнительных критериев
8.2. Транспорт
8.2.1. Строительство, модернизация и реконструкция автомобильных дорог для проектов, реализуемых в труднодоступной местности, или для проектов, реализуемых в населенных пунктах, относящихся к сельским поселениям
8.2.2. Реализация проектов, направленных на развитие пассажирского транспорта общего пользования (автомобильного, за исключением такси, городского наземного электрического транспорта, трамвайного, троллейбусного транспорта и внеуличного транспорта) без дополнительных критериев
8.2.3. Реализация проектов, направленных на развитие железнодорожного и водного транспорта для проектов, реализуемых в труднодоступной местности, или для проектов, реализуемых в населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений
8.2.4. Реализация проектов, направленных на развитие гражданской авиации без дополнительных критериев
8.2.5. Реализация проектов,
направленных
на повышение
безопасности
общественной,
в том числе городской,
инфраструктуры
без дополнительных критериев
8.3. Инфраструктура связи
8.3.1. Создание и развитие инфраструктуры связи, в том числе подвижной радиотелефонной связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проектов, реализуемых в труднодоступной местности, или для проектов, реализуемых в населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений
8.3.2. Организация
широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций здравоохранения, организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги гражданам
для проектов, реализуемых в труднодоступной местности, или для проектов, реализуемых в населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений
9. Продовольственная безопасность и доступ к продуктам питания
9.1. Реализация проектов,
направленных
на обеспечение здорового горячего питания
в образовательных
организациях
и на объектах в сфере
здравоохранения
не менее 50 процентов лиц,
в интересах которых реализуется проект,
должны относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи, малоимущий гражданин;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семей с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица без определенного места жительства;
лица, нуждающиеся
в социальной адаптации;
мобилизованные, военнослужащие
и члены их семей
9.2. Реализация проектов,
направленных
на создание и развитие
сервиса, позволяющего
распределять
продовольственные
излишки
без дополнительных критериев
10. Социальная поддержка и защита граждан
10.1. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, реконструкция, модернизация организаций социального обслуживания, указанных в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
малоимущий гражданин;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
лица пенсионного возраста;
лица пожилого возраста;
дети-инвалиды;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды
10.2. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, модернизация центров психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей без дополнительных критериев
10.3. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, модернизация приютов для лиц без определенного места жительства без дополнительных критериев
10.4. Реализация проектов,
направленных
на поддержку
и социальную адаптацию,
содействие преодолению
трудной жизненной
ситуации
лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, определенные Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, определенные Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации»;
лица, освобожденные из мест лишения свободы не более 3 лет назад;
лица, имеющие судимость;
лица пенсионного возраста;
лица пожилого возраста;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица без определенного места жительства
10.5. Реализация проектов,
направленных на
формирование современной
инфраструктуры
по уходу за гражданами
с обеспечением проживания
и (или) по предоставлению
социальных услуг
без обеспечения
проживания
лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
лица пенсионного возраста;
лица пожилого возраста;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды
10.6. Реализация проектов,
направленных
на создание и апробацию
новых технологий
социального обслуживания
(предоставления
социальных услуг)
граждан
не менее 50 процентов лиц, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи,
малоимущий гражданин;
лица пенсионного возраста;
лица пожилого возраста;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семей с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодых семей;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
представители коренных малочисленных народов;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица без определенного места жительства;
лица, нуждающиеся в социальной адаптации;
лица, освобожденные из мест лишения свободы не более 3 лет назад;
лица, имеющие судимость;
лица, проживающие в сельской местности
10.7. Реализация проектов, направленных на обеспечение на льготной основе продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущих семей;
безработные;
лица пенсионного возраста;
лица пожилого возраста;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетных семей;
члены семей с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодых семей;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
представители коренных малочисленных народов;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица без определенного места жительства;
лица, нуждающиеся в социальной адаптации;
лица, проживающие в сельской местности
10.8. Реализация проектов, направленных на профилактику и снижение уровня социального сиротства без дополнительных критериев
10.9. Создание, в том числе строительство и материально-техническое оснащение, реконструкция, модернизация реабилитационных организаций без дополнительных критериев
10.10. Реализация проектов, направленных на создание и апробацию технологий сопровождения инвалидов и детей-инвалидов и их семей при получении услуг по реабилитации и абилитации без дополнительных критериев
10.11. Реализация проектов,
направленных на создание
и апробацию современных
технологий
по реабилитации
и абилитации
без дополнительных критериев
10.12. Реализация проектов, направленных на создание и апробацию ассистивных устройств и технологий для инвалидов и детей-инвалидов без дополнительных критериев
10.13. Реализация проектов, направленных на оказание услуг детям с функциональными нарушениями («раннее вмешательство») без дополнительных критериев
10.14. Реализация проектов, направленных на развитие волонтерской деятельности без дополнительных критериев
10.15. Реализация проектов, направленных на поддержку работающих матерей и лиц с семейными обязанностями лица, в интересах которых реализуется проект, должны относиться к работникам
10.16. Организация и осуществление просветительской деятельности, направленной на повышение финансовой, правовой и цифровой грамотности населения, популяризацию рационального потребления ресурсов и популяризацию здорового образа жизни не менее 50 процентов лиц, в интересах которых реализуется проект, должны получать услуги безвозмездно или с предоставлением существенных льгот и относиться к одной или нескольким категориям:
члены малоимущей семьи,
малоимущий гражданин;
безработные;
лица пенсионного возраста;
лица пожилого возраста;
члены семьи, в которой ребенка воспитывает один из родителей (усыновителей, опекунов);
члены многодетной семьи;
члены семьи с усыновленными детьми, с детьми, находящимися под опекой (попечительством);
члены молодой семьи;
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети-инвалиды, члены семьи с детьми-инвалидами;
лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды;
представители коренных малочисленных народов;
вынужденные переселенцы;
беженцы;
лица, пострадавшие в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов;
лица без определенного места жительства;
лица, нуждающиеся в социальной адаптации;
лица, освобожденные из мест лишения свободы не более 3 лет назад;
лица, имеющие судимость;
лица, проживающие в сельской местности;
работники;
мобилизованные, военнослужащие и члены их семей, или проект реализуется в труднодоступной местности
или в населенных пунктах, входящих
в состав сельских поселений
11. Устойчивая социальная инфраструктура
11.1. Создание и модернизация объектов устойчивой социальной инфраструктуры (объекты образования, объекты здравоохранения и социального обслуживания, объекты культуры и искусства, спорта, объекты, используемые
для организации
отдыха граждан
и туризма, иные социально
значимые объекты,
которые направлены
на повышение качества
жизни и социального
благополучия
в течение жизненного
цикла объекта)
соответствие критериям системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов «Impact and Responsible Investing for Infrastructure Sustainability», разработанной государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», по аспекту «Качество жизни» — не менее 55 процентов

«;

б) в требованиях к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

в пункте 1 слова «в области зеленого финансирования» заменить словами «в области социального развития, зеленого финансирования»;

в абзацах первом и третьем пункта 3 слова «социальные облигации, облигации устойчивого развития,» исключить;

в пункте 4:

в абзаце втором слова «или адаптационный проект» заменить словами «, адаптационный проект или социальный проект», слова «и адаптационных проектов» заменить словами «, адаптационных проектов или социальных проектов»;

после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

«инструмент финансирования — выпуск (программа) облигаций, кредит, кредитная линия, направленные на финансирование проектов;»;

в абзаце четвертом слова «и адаптационных проектов» заменить словами «, адаптационных проектов и социальных проектов»;

после абзаца шестого дополнить абзацами следующего содержания:

«социальный инструмент финансирования — инструмент финансирования, направленный на финансирование социальных проектов и соответствующий положениям настоящего документа;

инструмент социального и зеленого финансирования — инструмент финансирования, направленный одновременно на финансирование социальных проектов и зеленых проектов;»;

в подпункте «е» пункта 5 слова «или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций)» заменить словами «, или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций), или слов «социальные облигации» (для социальных облигаций), или слов «облигации устойчивого развития» (для облигаций устойчивого развития)»;

дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51. Ранее выпущенный инструмент финансирования при его соответствии условиям, указанным в пункте 5 настоящего документа, признается соответствующим требованиям настоящего документа при одновременном выполнении следующих условий:

проект устойчивого развития находится в стадии реализации и не был завершен до признания инструмента финансирования инструментом финансирования устойчивого развития в соответствии с настоящим документом;

реализация проекта устойчивого развития начата, либо регистрация выпуска (программы) облигаций была осуществлена, либо договор о предоставлении кредита (кредитной линии) был заключен после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации».»;

в подпункте «б» пункта 7 слова «не признанных инструментами финансирования» заменить словами «не признанных инструментами финансирования устойчивого развития»;

в пункте 11:

в подпункте «а» слова «(далее — этап определения соответствия)» заменить словами «(далее — этап определения соответствия). В отношении ранее выпущенных инструментов финансирования при их соответствии условиям, указанным в пункте 51 настоящего документа, верификация на этапе определения соответствия проводится в целях признания таких инструментов финансирования инструментами финансирования устойчивого развития также и после привлечения денежных средств (до внесения изменений в решение о выпуске облигаций)»;

подпункт «б» дополнить абзацем следующего содержания:

«В отношении ранее выпущенных инструментов финансирования при их соответствии условиям, указанным в пункте 51 настоящего документа, верификация на этапе подтверждения соответствия проводится в соответствии с настоящим подпунктом после внесения изменений в решение о выпуске облигаций или в кредитный договор, если для признания инструмента финансирования инструментом финансирования устойчивого развития требуется внесение таких изменений в кредитный договор.»;

в пункте 13:

в подпункте «а»:

в абзаце четвертом слова «или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций)» заменить словами «, или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций), или слов «социальные облигации» (для социальных облигаций), или слов «облигации устойчивого развития» (для облигаций устойчивого развития)»;

абзац пятый после слов «о выпуске облигаций» дополнить словами «, проекте документа о внесении изменений в решение о выпуске облигаций или проекте дополнительного соглашения о внесении изменений в кредитный договор (для признания ранее выпущенных инструментов финансирования в соответствии с пунктом 51 настоящего документа)»;

в абзаце четырнадцатом слова «ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития» заменить словами «ожидаемого эффекта от реализации проекта устойчивого развития (для зеленых и адаптационных проектов — экологического эффекта, для социальных проектов — социального эффекта)»;

абзац пятнадцатый дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов), анализ проведенной инициатором оценки социального эффекта от реализации проекта устойчивого развития или портфеля проектов устойчивого развития в соответствии с предложенной инициатором методикой расчета социального эффекта (для социальных проектов)»;

после абзаца шестнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:

«в отношении ранее выпущенного инструмента финансирования в целях признания его инструментом финансирования устойчивого развития в соответствии с пунктом 51 настоящего документа также проводится:

подтверждение того, что проект устойчивого развития на момент проведения верификации реализуется и не будет завершен до признания инструмента финансирования инструментом финансирования устойчивого развития в соответствии с настоящим документом;

подтверждение того, что реализация проекта устойчивого развития начата, либо регистрация выпуска (программы) облигаций была осуществлена, либо договор о предоставлении кредита (кредитной линии) был заключен после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации»;»;

в абзаце двадцатом слова «оценка целевых и фактических показателей» заменить словами «для зеленых и адаптационных проектов — оценка целевых и фактических показателей»;

после абзаца двадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«для социальных проектов — оценка целевых и фактических показателей социального эффекта от реализации проекта устойчивого развития, информации о существенных негативных факторах, влияющих на достижение показателей социальных эффектов, полученной путем проведения интервью с сотрудниками инициатора и (или) организаций, которые реализовывали проект устойчивого развития, из открытых источников информации, а также в случае необходимости путем направления запросов инициатору и (или) организации, которые реализовывали проект устойчивого развития, третьим сторонам, включая специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные организации;»;

абзац двадцать второй дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов)»;

в подпункте «б»:

в абзаце втором слова «перед привлечением денежных средств» заменить словами «на этапе определения соответствия»;

в абзаце пятом слова «анализ информации о фактических, промежуточных и целевых показателях» заменить словами «для зеленых и адаптационных проектов — анализ информации о фактических, промежуточных и целевых показателях»;

после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:

«для социальных проектов — анализ информации о фактических, промежуточных и целевых показателях социального эффекта проекта устойчивого развития, информации о существенных негативных факторах, влияющих на достижение показателей социальных эффектов, полученной путем проведения интервью с сотрудниками инициатора и (или) организаций, реализующих проект устойчивого развития, из открытых источников информации, а также при необходимости путем направления запросов инициатору и (или) организации, реализующим проект устойчивого развития, третьим сторонам, включая специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные организации;»;

в абзаце шестом слова «или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций)» заменить словами «, или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций), или слов «социальные облигации» (для социальных облигаций), или слов «облигаций устойчивого развития» (для облигаций устойчивого развития)»;

абзац седьмой дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов)»;

дополнить пунктом 131 следующего содержания:

«131. В отношении инструментов социального и зеленого финансирования верификация проводится посредством процедур, выполняемых для верификации как зеленого инструмента финансирования, так и социального инструмента финансирования соответственно.»;

в пункте 15 слова «или адаптационного проекта,» заменить словами «, адаптационного проекта или социального проекта,»;

в абзаце первом пункта 16 после слов «в том числе» дополнить словами «для зеленых и адаптационных инструментов финансирования»;

в пункте 17:

абзац второй дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов). Оценка социального эффекта от реализации социального проекта (портфеля социальных проектов) проводится в соответствии с методологией верификатора»;

абзац третий после слов «о выпуске облигаций» дополнить словами «, проект документа о внесении изменений в решение о выпуске облигаций (для признания ранее выпущенных инструментов финансирования инструментами финансирования устойчивого развития в соответствии с пунктом 51 настоящего документа)»;

абзац четвертый после слов «ожидаемого экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

абзац пятый после слов «соответствия ожидаемого экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

абзац шестой после слов «материальности экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

абзац девятый после слов «планируемых показателях экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

в абзаце четвертом пункта 18 слова «или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций)» заменить словами «, или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций), или слов «социальные облигации» (для социальных облигаций), или слов «облигации устойчивого развития» (для облигаций устойчивого развития)»;

в пункте 19:

абзац четвертый после слов «экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

абзац седьмой после слов «достигнутом экологическом эффекте» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социальном эффекте (для социальных проектов)»;

абзац восьмой после слов «мониторинг достигнутого экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)», после слов «экологическом эффекте» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социальном эффекте (для социальных проектов)»;

абзац девятый после слов «получение экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)», после слов «достижение экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

в пункте 20:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«В случае если проект решения о выпуске облигаций дополнительно идентифицирован с использованием слов «зеленые облигации», или слов «адаптационные облигации», или слов «социальные облигации», или слов «облигации устойчивого развития» в соответствии со стандартами эмиссии ценных бумаг Центрального банка Российской Федерации, в состав заключения должна входить информация о соответствии проекта устойчивого развития, для финансирования и (или) рефинансирования которого будут использоваться привлеченные денежные средства в рамках инструментов финансирования устойчивого развития, положениям раздела I, или раздела II, или раздела III критериев проектов устойчивого развития (для зеленых, адаптационных, социальных облигаций соответственно), или раздела I и раздела III критериев проектов устойчивого развития (для облигаций устойчивого развития) и (или) иным международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии, и (или) зеленого финансирования, и (или) социального финансирования, и (или) устойчивого развития.»;

в абзаце седьмом:

слова «или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций)» заменить словами «, или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций), или слов «социальные облигации» (для социальных облигаций), или слов «облигации устойчивого развития» (для облигаций устойчивого развития)»;

слова «зеленые инструменты финансирования или адаптационные инструменты финансирования признаются» заменить словами «указанные инструменты финансирования признаются»;

пункт 211 изложить в следующей редакции:

«211. Инициатор формирует регулярную отчетность в течение срока действия инструмента финансирования устойчивого развития, а также по результатам достижения эффекта (экологического эффекта — для зеленых и адаптационных проектов, социального эффекта — для социальных проектов), если такой эффект достигнут за пределами срока действия инструмента финансирования устойчивого развития. Инициатор формирует регулярную отчетность за каждый отчетный календарный год начиная с года, в котором началось привлечение денежных средств, и направляет ее в методологический центр не позднее чем через 10 рабочих дней со дня ее формирования. В случае если инструментом финансирования устойчивого развития является выпуск облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «зеленые облигации» (для зеленых облигаций), или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций), или слов «социальные облигации» (для социальных облигаций), или слов «облигации устойчивого развития» (для облигаций устойчивого развития), формирование и раскрытие регулярной отчетности осуществляются в соответствии с требованиями о формировании и раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, установленными Центральным банком Российской Федерации. В указанном случае инициатор направляет в методологический центр регулярную отчетность, включающую сведения, раскрываемые эмитентом зеленых облигаций, и (или) адаптационных облигаций, и (или) социальных облигаций, и (или) облигаций устойчивого развития в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации.

В отношении инструментов социального и зеленого финансирования в регулярную отчетность подлежит включению информация относительно зеленого проекта и социального проекта.»;

в пункте 22:

подпункт «д» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

подпункт «е» после слов «заявленного экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов) от реализации»;

подпункты «м» и «н» после слов «на достижение экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

подпункт «п» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

в пункте 23:

в подпункте «к» слова «или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций)» заменить словами «, или слов «адаптационные облигации» (для адаптационных облигаций), или слов «социальные облигации» (для социальных облигаций)»;

в подпункте «н»:

после слов «ожидаемого экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

слова «проекта устойчивого развития» заменить словами «проекта устойчивого развития. В отношении инструментов социального и зеленого финансирования в заключении верификатора указывается информация, предусмотренная настоящим подпунктом, как для социальных, так и для зеленых проектов»;

пункт 231 после слов «Оценка воздействия проекта устойчивого развития» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов)»;

абзац первый пункта 24 после слов «оценки экологического эффекта» дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов) или социального эффекта (для социальных проектов)»;

пункт 28 дополнить абзацем следующего содержания:

«При признании инструмента финансирования инструментом финансирования устойчивого развития в соответствии с пунктом 51 настоящего документа верификация проводится на основании опубликованной на дату такой верификации редакции настоящего документа.»;

подпункт «е» пункта 2911 изложить в следующей редакции:

«е) комплект разрешительной документации в области охраны окружающей среды (в том числе комплексные экологические разрешения, действующие разрешения на выбросы, декларация о воздействии на окружающую среду, отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, планы снижения выбросов загрязняющих веществ, планы снижения сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимых выбросов, разрешение на временные выбросы, разрешение на временные сбросы, программа повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды), результаты проведения государственной экологической экспертизы (в случае если необходимость проведения такой экспертизы предусмотрена законодательством Российской Федерации), отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности (на основании требований, установленных пунктом 11 статьи 671 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);»;

в приложении к указанным требованиям:

в пункте 3:

абзац второй изложить в следующей редакции:

«экологическая политика (для зеленых и адаптационных проектов) и социальная политика (для социальных проектов);»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«материалы, регламентирующие процедуры контроля социальных рисков и управления такими рисками;»;

в пункте 4:

абзац третий после слов «(для зеленых облигаций)» дополнить словами «или «адаптационных облигаций» (для адаптационных облигаций)»;

абзац девятый дополнить словами «(для зеленых и адаптационных проектов)»;

абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции:

«отчеты об экологических эффектах (для зеленых и адаптационных проектов) и социальных эффектах (для социальных проектов) от реализации проектов устойчивого развития, финансируемых за счет привлечения денежных средств посредством выпуска инструментов финансирования устойчивого развития;».

К основным направлениям устойчивого (в т. ч. зеленого) развития России дополнительно отнесены здравоохранение, образование, занятость, поддержка предпринимательства, НКО, жилищное строительство, спорт, культура, искусство и туризм, создание доступной инфраструктуры, продовольственная безопасность и доступ к продуктам питания, соцподдержка и защита граждан, устойчивая социальная инфраструктура.

Введено понятие социальных проектов. Определены критерии таких по каждому из указанных направлений.

Прокрутить вверх