Досье на проект федерального закона № 380212-8 “О внесении изменений в статью 3 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (в части уточнения основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования) (внесен 14.06.2023 депутатами ГД С.В. Кабышевым, О.М. Казаковой, А.Г. Мажугой, К.А. Горячевой, В.В. Сипягиным, О.Н. Смолиным, В.М. Кононовым, Е.В. Харченко, М.В. Кузьминым, О.В. Пилипенко, сенатором РФ Л.С. Гумеровой)
28 сентября 2023 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий основные принципы госполитики и правового регулирования отношений в сфере образования. К ним в т. ч. будут отнесены: – гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями; – научно обоснованное развитие системы образования России с учетом ее исторического наследия, перспективных задач развития государства и общества.
Доработанный текст проекта Приказа Министерства просвещения РФ “О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (подготовлен Минпросвещения России 28.08.2023)
Доработанный текст проекта Приказа Министерства просвещения РФ “О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”
(подготовлен Минпросвещения России от 28.08.2023)
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, абзацем вторым пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”, пунктом 1 и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 декабря 2022 г. N 1048 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 января 2023 г., регистрационный N 71978).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2024 года и действует до 1 января 2027 года.
Министр |
С.С. Кравцов |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от “___” _______ 2023 г. N ____
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”
1. Пункт 3 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 декабря 2022 г. N 1048 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 января 2023 г., регистрационный N 71978) изложить в следующей редакции:
“3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.”.
2. В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденном указанным приказом:
а) пункт 1 после слов “в том числе” дополнить словами “особенности организации и осуществления образовательной деятельности для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также”;
б) пункт 2 после слов “в том числе” дополнить словами “для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также”;
в) в пункте 4:
абзац второй после слов “муниципального района” дополнить словами “, муниципального округа”;
дополнить абзацем следующего содержания:
“Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления создаются условия для получения дошкольного образования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности 21.”;
дополнить сноской “21”к абзацу третьему следующего содержания:
“21 Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.”;
г) пункт 13 изложить в следующей редакции:
“13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы также:
группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования;
кочевые дошкольные группы с целью удовлетворения потребности в дошкольном образовании детей, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Кочевые дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Деятельность кочевых дошкольных групп осуществляется непосредственно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности кочевых дошкольных групп осуществляется образовательной организацией.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).”;
д) пункт 14 дополнить абзацем следующего содержания:
“Режим функционирования кочевых дошкольных групп определяется исходя из особенностей жизнедеятельности и потребностей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни.”.