Разработан порядок оценки эффективности налоговых расходов в рамках госпрограммы научно-технологического развития

Проект Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации “Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, отнесенных к государственной программе Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” (подготовлен Минобрнауки России 25.06.2024)

Разработана методика оценки эффективности налоговых расходов, отнесенных к госпрограмме “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”.


Проект Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации “Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, отнесенных к государственной программе Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” (подготовлен Минобрнауки России 25.06.2024)

9 июля 2024

Досье на проект

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 “Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации”, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” и подпунктом 4.3.18 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации прилагаемую Методику оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, отнесенных к государственной программе Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”.

Министр В.Н. Фальков

ПРОЕКТ

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от “__” _______ 2024 г. N ___

МЕТОДИКА
оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, отнесенных к государственной программе Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”

I. Общая информация

1. Методика оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, отнесенных к государственной программе Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” (далее – Методика), применяется в отношении налоговых расходов Российской Федерации, отнесенных к государственной программе Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 (далее – ГП НТР), и включаемых в перечень налоговых расходов Российской Федерации, формируемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом “а” пункта 3 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее соответственно – Правила, налоговый расход), и публикуемый на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с пунктом 8 Правил.

Понятия, используемые в Методике, установлены пунктом 2 Правил.

2. Оценка эффективности в соответствии с Методикой осуществляется по каждому из налоговых расходов, предусмотренных приложением N 1 к Методике.

Распределение налоговых расходов по целевым категориям приведено в приложении N 2 к Методике.

3. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов, а также используемой для проведения оценки эффективности налоговых расходов в соответствии с Методикой, могут использоваться данные, предоставляемые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и его подведомственными организациями, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Федеральным агентством по делам молодежи, а также официальная статистическая информация и информация Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

II. Оценка эффективности налоговых расходов

4. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется в соответствии с пунктом 12 Правил и включает:

а) оценку целесообразности налоговых расходов;

б) оценку результативности налоговых расходов.

5. Оценка целесообразности налоговых расходов в соответствии с пунктом 13 Правил осуществляется по следующим критериям:

а) соответствие налоговых расходов целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации (далее – программные документы стратегического планирования);

б) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы,за 5-летний период.

6. Налоговые расходы, указанные в приложении N 2 к Методике, должны соответствовать цели ГП НТР по эффективной организации и технологическому обновлению научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.

7. Соответствие налоговых расходов целям программных документов стратегического планирования сопровождается обоснованием влияния налогового расхода на достижение указанных целей.

По итогам оценки соответствия делается вывод о соответствии или несоответствии налоговых расходов целям программных документов стратегического планирования.

8. Оценка востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот, обусловленных налоговыми расходами, осуществляется путем соотношения численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, за 5-летний период отдельно по каждой льготе и рассчитывается по следующей формуле:

где:

Lj – уровень востребованности налоговых льгот j-й налоговой льготы;

C ij – численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на j-ю налоговую льготу в i-м году, единиц;

SC ij – численность налогоплательщиков, обладающих потенциальным правом на применение j-й льготы в i-м году, единиц;

i – порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.

9. Количество плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, определяется на основании положений нормативных правовых актов Российской Федерации, официальной статистической информации, выданных лицензий и иных сведений общедоступных источников информации. Источники данных о количестве плательщиков по видам хозяйствующих субъектов, обладающих потенциальным правом на применение льготы, представлены в приложении N 3 к Методике.

Для оценки востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот в расчет принимаются данные о численности налогоплательщиков, обладающих потенциальным правом на применение соответствующей налоговой льготы, и о численности налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, за 5-летний период, предшествующий году, в котором осуществляется расчет востребованности налоговой льготы.

В случае если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, суммарная длительность которых составляет 5 лет.

При оценке востребованности налоговая льгота считается востребованной при достижении порогового значения востребованности, определенного приложением N 4 к Методике.

10. В случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 5 Методики, в Министерство финансов Российской Федерации направляются предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговых льгот, обусловленных соответствующими налоговыми расходами.

11. Оценка результативности налоговых расходов в соответствии с пунктами 16 – 18 Правил включает:

а) оценку вклада налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход, в изменение значения как минимум одного показателя (индикатора) достижения соответствующих целей программных документов стратегического планирования;

б) оценку бюджетной эффективности налоговых расходов;

в) оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов (в отношении стимулирующих налоговых расходов).

12. Оценка вклада налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход, в изменение t-го показателя достижения соответствующих целей программных документов стратегического планирования (It) осуществляется по следующей формуле:

,

льготы (
):

,

где:

– общий объем затрат на оплату труда сотрудников в случае отсутствия льготы, тыс. рублей, при этом:

где:

З – общий объем затрат на оплату труда сотрудников в отчетном году, тыс. рублей, рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

СВ – совокупная ставка страховых взносов в отчетном году;

N – количество сотрудников в отчетном году, чел.;

– средний размер заработной платы на одного сотрудника в случае отсутствия льготы, тыс. рублей, при этом:

,

где:

ЗП – средний размер заработной платы на одного сотрудника в отчетном году, тыс. рублей;

– совокупная ставка страховых взносов в случае отсутствия льготы (ставка страховых взносов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации);

б) по налоговому расходу «освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности на основе хозяйственных договоров» (код льготы – НДС.0106):

показатель – количество зарегистрированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), а также технологических и проектных работ (далее вместе – НИОКТР), ед.;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы

,

где:

– общий объем средств на выполнение НИОКТР в отчетном году, в рублях (за счет всех источников финансирования);

– средний расчетный объем средств на выполнение одной НИОКТР в условиях отсутствия льготы, в рублях, рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

– средний фактический объем средств на выполнение одной НИОКТР, в рублях, рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

– количество НИОКТР, зарегистрированных в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, за отчетный год, ед.;

VAT – ставка НДС в отчетном году;

в) по налоговому расходу «освобождение от уплаты НДС при ввозе расходных материалов для научных исследований» (код льготы – НДС.0143):

показатель – объем импорта расходных материалов для научных исследований, шт. Рассчитывается на основе сведений, получаемых ежегодно от Федеральной таможенной службы по форме согласно приложению № 6 к Методике;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы

,

где:

– общий объем средств, направленный на приобретение импортных расходных материалов в отчетном году, в руб.;

– средняя стоимость импортных расходных материалов за одну единицу при отсутствии льготы, в руб., рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

– фактическая средняя стоимость импортных материалов за единицу, в руб., рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

– объем задекларированных импортных расходных материалов*(1), шт.;

VAT – ставка НДС в отчетном году;

г) по налоговому расходу “ускоренная амортизация основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности” (код льготы – НП.0192):

показатель – объем инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих НИОКТР, тыс. рублей;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

,

где:

– объем инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих НИОКТР, в отчетном году тыс. рублей;

– объем налогового расхода «ускоренная амортизация основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности», в отчетном году, тыс. рублей;

д) по налоговому расходу «освобождение от уплаты налога на имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров» (код льготы – НИО.0039):

показатель – объем инвестиций в основной капитал организаций, которым присвоен статус государственных научных центров, тыс. рублей;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

,

где:

– объем инвестиций в основной капитал организаций, которым присвоен статус государственных научных центров, в отчетном году, тыс. рублей;

– объем налогового расхода «освобождение от уплаты налога на имущество организаций организаций, которым присвоен статус государственных научных центров», в отчетном году, тыс. рублей;

е) по налоговому расходу «освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных» (НДС.0077):

показатель – объем инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих НИОКТР, тыс. рублей;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

где:

– объем инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих НИОКТР, отчетном году, тыс. рублей;

– сумма налога, начисленная к уплате в бюджет в случае отсутствия освобождения от налогообложения, тыс. рублей;

ж) по налоговому расходу «пониженная ставка налога на прибыль для российских организаций, включенных в реестр организаций» (код льготы – НП.0281):

показатель – объем инвестиций в основной капитал российских организаций, которые включены в реестр организаций, тыс. рублей;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

,

где:

– объем инвестиций в основной капитал российских организаций, которые включены в реестр организаций, в отчетном году, тыс. рублей;

– объем налогового расхода «пониженная ставка налога на прибыль для российских организаций, включенных в реестр организаций», в отчетном году, тыс. рублей;

з) по налоговым расходам:

«освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании лицензионного договора)» (код льготы – НДС.0240);

«освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР по созданию (усовершенствованию) продукции и технологий по отдельным видам деятельности» (код льготы – НДС.0107);

«освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании договора коммерческой концессии)» (код льготы – НДС.0249):

показатель – объем затрат на инновационную деятельность, тыс. рублей;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

=

,

где:

– объем затрат на инновационную деятельность по виду экономической деятельности «научные исследования и разработки», тыс. рублей;

– сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет в случае отсутствия освобождения от налогообложения, тыс. рублей;

и) по налоговому расходу «налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме целевых поступлений в сфере поддержки технологических партнеров» (код льготы – НП.0306):

показатель – объем затрат на инновационную деятельность, тыс. рублей;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

=
– Vинв,

где:

– объем затрат на инновационную деятельность по виду экономической деятельности «научные исследования и разработки», тыс. рублей;

Vинв – объем налогового расхода «налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме по налогу на прибыль в сумме целевых поступлений в сфере поддержки технологических партнерств», тыс. рублей;

к) по налоговому расходу «пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях» (код льготы – СВ.0062):

показатель – количество обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, осуществляющих деятельность в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой), чел. Рассчитывается на основании выгрузки Министерством науки и высшего образования Российской Федерации данных из платформы «ВПД» по форме согласно приложению № 7 к Методике ;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

,

где:

– общий объем затрат на оплату труда обучающихся в случае отсутствия льготы, тыс. рублей, при этом:

где:

З – общий объем затрат на оплату труда обучающихся в отчетном году, тыс. рублей, рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

СВ – совокупная ставка страховых взносов в отчетном году;

N – количество обучающихся в отчетном году, чел.;

– средний размер заработной платы на одного обучающегося в случае отсутствия льготы, тыс. рублей, при этом:

,

где:

ЗП – средний размер заработной платы на одного обучающегося в отчетном году, тыс. рублей;

– совокупная ставка страховых взносов в случае отсутствия льготы (ставка страховых взносов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации);

л) по налоговому расходу «налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы» (код льготы – НП.0285):

показатель – объем затрат на инновационную деятельность, тыс. рублей;

порядок расчета значения показателя в случае отсутствия льготы (
):

=
– Vинв,

где:

– объем затрат на инновационную деятельность по виду экономической деятельности «научные исследования и разработки» тыс. рублей;

– объем налогового расхода «налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы», тыс. рублей.

14. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей программных документов стратегического планирования.

В качестве альтернативного механизма достижения цели программных документов стратегического планирования Методика рассматривает предоставление субсидий или иные формы непосредственной финансовой поддержки образовательным организациям высшего образования, научным учреждениям и государственным научным центрам Российской Федерации, имеющим право на льготы, за счет федерального бюджета.

В целях обеспечения оценки полученного результата сравнительного анализа результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения), а также в связи с тем, что значения показателей (индикаторов) при применении налоговых льгот и при использовании альтернативных механизмов идентичны, расчет оценки бюджетной эффективности (далее – Bj) осуществляется следующим образом:

,

где:

j – соответствующий налоговый расход (налоговая льгота);

Atj – сумма средств федерального бюджета (с учетом средств, предусмотренных на администрирование субсидирования и иных форм предоставления финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на налоговые льготы, за счет средств федерального бюджета), направленная получателям по альтернативному для j-й льготы механизму поддержки, обеспечившим достижение t-го показателя в отчетном году рассчитывается по формуле:

 
,

где:

– численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций;

– объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование;

N – общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Ntj – общий объем налоговых льгот по j-му налоговому расходу, полученный плательщиками, обеспечившими достижение t-го показателя (индикатора) в отчетном году.

При достижении Bj неотрицательного значения бюджетная эффективность по j-ому налоговому расходу признается положительной.

15. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) проводится в отношении стимулирующих налоговых расходов, указанных в приложении № 2 к Методике, в соответствии с пунктами 20 – 21 Правил.

16. Налоговый расход признается результативным в случае одновременного соблюдения следующих условий:

оценка вклада налоговой льготы в изменение значения показателя (индикатора) принимает положительное значение;

оценка бюджетной эффективности принимает неотрицательное значение;

оценка совокупного бюджетного эффекта принимает неотрицательное значение (в отношении стимулирующих налоговых расходов).

III. Отчет по результатам проведения оценки эффективности налоговых расходов

17. По результатам оценки эффективности налоговых расходов формируются следующие документы:

а) паспорт налогового расхода (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к Методике);

б) результаты оценки эффективности налогового расхода;

в) рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых расходов.

На основании данных документов формируется электронная таблица, содержащая информацию паспорта налогового расхода, краткое описание результатов оценки эффективности налогового расхода и рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода.

Указанные документы и электронная таблица ежегодно до 15 декабря (уточненные данные – до 1 марта) направляются в Министерство финансов Российской Федерации и ежегодно до 1 марта – в Министерство экономического развития Российской Федерации, а также размещаются на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” не позднее 5 рабочих дней со дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации.

18. Результаты оценки эффективности каждого налогового расхода включают (в текстовом виде):

а) анализ соответствия налогового расхода целям программных документов стратегического планирования, включающий обоснование прямого и косвенного влияния налогового расхода на соответствующую цель, при этом косвенное влияние должно сопровождаться обоснованием взаимосвязи между налоговым расходом и соответствующими целями;

б) определение уровня востребованности налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, и его соответствие пороговому значению востребованности налоговой льготы. В случае применения дополнительных показателей или экспертных оценок, на основании которых может быть проведена оценка востребованности налоговой льготы, приводится обоснование применения указанных показателей;

в) обоснование выбора показателя (индикатора) достижения целей программных документов стратегического планирования и оценка вклада налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход, в изменение значения выбранного показателя (индикатора);

г) оценку бюджетной эффективности налогового расхода, включающую сопоставление объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей программных документов стратегического планирования и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей программных документов стратегического планирования на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же значения показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов);

д) оценку совокупного бюджетного эффекта налогового расхода (для стимулирующих налоговых расходов), включающую расчет окупаемости налоговых расходов посредством увеличения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от лиц, применивших налоговые льготы, обуславливающие соответствующие налоговые расходы, проведенный в соответствии с пунктами 20 – 21 Правил;

е) описание выводов по результатам оценки эффективности налогового расхода, включающее:

вывод о соответствии или несоответствии налоговых расходов критериям целесообразности налоговых расходов, в том числе о соответствии целям программных документов стратегического планирования, о востребованности налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы, и их соответствии пороговому значению востребованности налоговых льгот;

вывод о вкладе налогового расхода в достижение целей программных документов стратегического планирования;

вывод о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей программных документов стратегического планирования;

ж) рекомендации (обоснования) о необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход.

——————————————-

*(1) Расходные материалы для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 17 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приложение № 1
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
отнесенных к государственной программе Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации»,
утвержденной приказом
Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от «__» _____ 2024 г. № __

ПЕРЕЧЕНЬ
НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТНЕСЕННЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и базы данных (налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

2. Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности на основе хозяйственных договоров (налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

3. Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР по созданию (усовершенствованию) продукции и технологий по отдельным видам деятельности (налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

4. Освобождение от уплаты НДС при ввозе расходных материалов для научных исследований (налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 17 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации).

5. Ускоренная амортизация основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности (налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

6. Освобождение от уплаты налога на имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров (налоговый расход обусловлен льготой, установленной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации).

7. Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании лицензионного договора) (налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 26.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

8. Пониженная ставка налога на прибыль для российских организаций, включенных в реестр*(1) организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов (налоговый расход обусловлен льготой, установленной пунктом 1.16 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации).

9. Пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов (налоговый расход обусловлен льготой, установленной подпунктом 18 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации).

10. Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, установленный подпунктом 3.2 пункта 2 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации).

11. Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании договора коммерческой концессии), установленный подпунктом 26.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

12. Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме целевых поступлений в сфере поддержки технологических партнеров, установленный подпунктом 22 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).

13. Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, установленные подпунктом 20 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации.

——————————————-

*(1) Ведение и формирование реестра организаций осуществляется в соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2392 «О реестре организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности».

Приложение № 2
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
отнесенных к государственной программе Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации»,
утвержденной приказом
Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от «__» _____ 2024 г. № __

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЦЕЛЕВЫМ КАТЕГОРИЯМ

Код льготы Краткое наименование налогового расхода Российской Федерации Целевая категория налоговых расходов
1 НДС.0077 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных Стимулирующая
2 НДС.0106 Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности на основе хозяйственных договоров Техническая
3 НДС.0107 Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР по созданию (усовершенствованию) продукции и технологий по отдельным видам деятельности Стимулирующая
4 НДС.0143 Освобождение от уплаты НДС при ввозе расходных материалов для научных исследований Техническая
5 НП.0192 Ускоренная амортизация основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности Стимулирующая
6 НИО.0039 Освобождение от уплаты налога на имущество организаций организаций, которым присвоен статус государственных научных центров Техническая
7 НДС.0240 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании лицензионного договора) Стимулирующая
8 НП.0281 Пониженная ставка налога на прибыль для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов Стимулирующая
9 СВ.0048
 
 
Пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов Стимулирующая
10 НП.0285 Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы Стимулирующая
11 НДС.0249 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании договора коммерческой концессии) Стимулирующая
12 НП.0306 Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме целевых поступлений в сфере поддержки технологических партнеров Стимулирующая
13 СВ.0062 Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях Социальная

Приложение № 3
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
отнесенных к государственной программе Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации»,
утвержденной приказом
Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от «__» _____ 2024 г. № __

Информация о количестве плательщиков по видам хозяйствующих субъектов, обладающих потенциальным правом на применение льгот

Код льготы Краткое наименование налогового расхода Российской Федерации Общее количество плательщиков по видам хозяйствующих субъектов Источник данных
1 НДС.0077 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных Количество организаций обладателей исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных Данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности
(информация на основании запросов)
2 НДС.0106 Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности на основе хозяйственных договоров Количество организаций, осуществляющих НИОКР Официальная статистическая информация
3 НДС.0107 Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР по созданию (усовершенствованию) продукции и технологий по отдельным видам деятельности Количество организаций, осуществляющих НИОКР Официальная статистическая информация
4 НДС.0143 Освобождение от уплаты НДС при ввозе расходных материалов для научных исследований Количество организаций, осуществивших ввоз расходных материалов для научных исследований Данные Федеральной таможенной службы (информация на основании запросов)
5 НП.0192 Ускоренная амортизация основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности Количество организаций, осуществляющих НИОКР Официальная статистическая информация
6 НИО.0039 Освобождение от уплаты налога на имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров Количество организаций, имеющих статус государственных научных центров Российской Федерации, рассчитанное как среднее арифметическое на начало и конец отчетного года Данные куратора налогового расхода
7 НДС.0240 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании лицензионного договора) Количество обладателей исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании лицензионного договора) Данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности (информация на основании запросов)
8 НП.0281 Пониженная ставка налога на прибыль для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов (далее – реестр организаций*) Количество организаций, включенных в реестр организаций*, рассчитанное как среднее арифметическое на начало и конец отчетного года Данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (информация на основании запросов)
9 СВ.0048 Пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов Количество организаций, включённых в реестр организаций*, рассчитанное как среднее арифметическое на начало и конец отчетного года Данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (информация на основании запросов)
10 НП.0285 Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы (по договору об отчуждении исключительных прав или лицензионному договору) Количество организаций обладателей исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы по договору об отчуждении исключительных прав или лицензионному договору Данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности
(информация на основании запросов)
11 НДС.0249 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании договора коммерческой концессии) Количество обладателей исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании договора коммерческой концессии) Данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности
(информация на основании запросов)
12 НП.0306 Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме целевых поступлений в сфере поддержки технологических партнеров Количество организаций, являющихся технологическим партнером Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий, которые заключили с Правительством Российской Федерации соглашение о сотрудничестве в целях решения задач ускоренного развития генетических технологий в Российской Федерации Данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
13 СВ.0062 Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях Количество организаций, включенных в Федеральный реестр и региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, рассчитанное как среднее арифметическое на начало и конец отчетного года Данные Федерального агентства по делам молодежи (информация на основании запросов)

Приложение № 4
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
отнесенных к государственной программе Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации»,
утвержденной приказом
Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от «__» _____ 2024 г. № __

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЦЕЛЕВЫМ КАТЕГОРИЯМ

Краткое наименование налогового расхода Российской Федерации Пороговое значение для определения востребованности, % <*>
1 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных 100
2 Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности на основе хозяйственных договоров 100
3 Освобождение от уплаты НДС операций по выполнению НИОКР по созданию (усовершенствованию) продукции и технологий по отдельным видам деятельности 100
4 Освобождение от уплаты НДС при ввозе расходных материалов для научных исследований 100
5 Ускоренная амортизация основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности 5
6 Освобождение от уплаты налога на имущество организаций организаций, которым присвоен статус государственных научных центров 90
7 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании лицензионного договора) 100
8 Пониженная ставка налога на прибыль для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов 30
9 Пониженные тарифы страховых взносов для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов 30
10 Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме расходов на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы 50
11 Освобождение от уплаты НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (на основании договора коммерческой концессии) 100
12 Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль в сумме целевых поступлений в сфере поддержки технологических партнеров 50
13 Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях 50

<*> При определении порогового значения востребованности льготы по НДС необходимо исходить из того, что все плательщики НДС пользуются пониженной ставкой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах

Риск недостижения пороговых значений по пунктам 5, 6, 8 – 10, 12, 13 является высоким, так как пороговое значение может быть не достигнуто, если хотя бы одна организация не воспользуется данной льготой.

Приложение № 5
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
отнесенных к государственной программе Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации»,
утвержденной приказом
Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от «__» _____ 2024 г. № __

(рекомендуемый образец)

ПАСПОРТ
налогового расхода Российской Федерации

___________________________________________

(краткое наименование налогового расхода

Российской Федерации)

Предоставляемая
информация
Значение
(заполняемое поле)
Источник
данных
I. Нормативные характеристики налогового расхода Российской Федерации
1 Наименование налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции Наименование Перечень налоговых расходов Российской Федерации
2 Нормативные правовые акты, международные договоры, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование Наименование
Ст.Х/п.Х/пп..Х/абз.Х
Перечень налоговых расходов Российской Федерации
3 Категории плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции Юридические лица Перечень налоговых расходов Российской Федерации
4 Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование При наличии особых условий
Пример: размер осуществленных инвестиций, сумма уплаченных налогов и иное
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
5 Целевая категория плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции Детализация по категориям должна соответствовать установленным категориям согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2021, № 27, ст. 5133). Категории налогоплательщиков, которым представлена налоговая льгота Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
6 Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ (день, месяц, календарный год) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
7 Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, отменяющих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ (день, месяц, календарный год) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
II. Целевые характеристики налогового расхода Российской Федерации
8 Целевая категория налоговых расходов Российской Федерации Выбор одного:
1) стимулирующая;
2) техническая
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
9 Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Содержание цели Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
10 Наименования государственных программ Российской Федерации, наименования нормативных правовых актов, международных договоров, определяющих цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящиеся к государственным программам Российской Федерации, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Наименование государственной программы Перечень налоговых расходов Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
11 Наименования целей государственных программ Российской Федерации, целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, определяемых нормативными правовыми актами, международными договорами, для реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Наименование цели государственной программы Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
12 Показатели (индикаторы) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Наименование показателей Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
13 Значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Х ед.
Информация по годам
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
14 Прогнозные (оценочные) значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период Х ед.
Информация по годам
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
III. Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации
15 Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование за отчетный финансовый год (тыс. рублей) X тыс. рублей.
Информация по годам.
Если льгота действовала, но плательщики, воспользовавшиеся льготой, отсутствовали в периоде, указывается 0. В случае если льгота не действовала, указывается знак X
Главный администратор доходов федерального бюджета, Министерство финансов Российской Федерации
16 Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) X тыс. рублей.
Информация по годам
Министерство финансов Российской Федерации
17 Общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в отчетном финансовому году (единиц) X ед. Главный администратор доходов федерального бюджета
18 Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций в отчетном финансовом году (единиц) X ед. Главный администратор доходов федерального бюджета
19 Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по видам налога, сбора, таможенного платежа и страхового взноса на обязательное социальное страхование (тыс. рублей) X тыс. рублей.
Информация по годам
Главный администратор доходов федерального бюджета
20 Объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей) X тыс. рублей.
Информация по годам
Главный администратор доходов федерального бюджета

Приложение № 6
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
отнесенных к государственной программе Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации»,
утвержденной приказом
Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от «__» _____ 2024 г. № __

Информация о ввозе расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению

ИНН декларанта Наименование декларанта Код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товаров Кол-во, шт. Вес нетто, кг. Таможенная стоимость, руб. Статистическая стоимость, долл. США Ставка налога на добавленную стоимость % Сумма льготы по уплате НДС, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 7
к Методике оценки эффективности
налоговых расходов Российской Федерации,
отнесенных к государственной программе Российской Федерации
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации»,
утвержденной приказом
Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации от «__» _____ 2024 г. № __

Расчет сумм страховых взносов согласно приложению 1 формы «Расчет по страховым взносам» (КНД 1151111) по кодам тарифа плательщика 022 и 026

 
 
 
 
 
 
№ п/п Наименование организации Количество физических лиц, с выплат которым исчислены страховые взносы, всего чел. Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, тыс. рублей Сумма, не подлежащая обложению страховыми взносами, тыс. рублей Сумма расходов, принимаемая к вычету, тыс. рублей База для исчисления страховых взносов, тыс. рублей База для исчисления страховых взносов, в том числе
в размере, превышающем предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, тыс. рублей
Исчислено страховых взносов, тыс. рублей Исчислено страховых взносов с базы, не превышающей предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, тыс. рублей Исчислено страховых взносов с базы, превышающей предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, тыс. рублей
1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разработана методика оценки эффективности налоговых расходов, отнесенных к госпрограмме “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”.

Прокрутить вверх