Планируется обновить правила подтверждения документов об образовании

Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (подготовлен Рособрнадзором 27.08.2023)

Предложены новые правила подтверждения документов об образовании и (или) квалификации. Апостиль можно будет проставить в электронном виде с внесением записи в соответствующий реестр апостилей. Заявление на подтверждение можно будет подать с использованием реестра или через госуслуги.


Приказ Министерства просвещения РФ от 11 августа 2023 г. № 600 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 1053» (документ не вступил в силу)

29 сентября 2023

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 1053 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный № 72451), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 апреля 2023 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2023 г., регистрационный N 73262).

Исполняющий обязанности Министра А.В. Николаев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 2023 г.
Регистрационный № 75326

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 11 августа 2023 г. № 600

Изменения,
которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 1053

1. Пункты 1 и 2 после слов «учебных пособий» дополнить словами «(при наличии)».

2. Дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. В случае, если в комплекте с учебником учебные пособия не разрабатывались, положения настоящего Порядка применяются исключительно к учебнику.».

3. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Оценивание каждого критерия заключается в присвоении ему экспертом числового значения от 3 до 0 баллов, при котором:

«3» — соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке (отсутствие замечаний);

«2» — соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке, с незначительным количеством замечаний и исключений (наличие от 1 до 3 замечаний);

«1» — соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке, со значительным количеством замечаний (наличие от 4 до 14 замечаний);

«0» — несоответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке (15 и более замечаний либо наличие (отсутствие) в учебнике информации по критерию).

В случае оценки экспертом критерия значением, соответствующим «2», «1» или «0», эксперт отражает в графе «Примечание» соответствующего листа экспертного заключения, форма которого приведена в приложении N 1 к Порядку (далее — экспертное заключение), все выявленные фрагменты содержания учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подтверждающие несоответствие содержания разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке.

В случае если критерий оценки не применим к учебнику и (или) разработанным в комплекте с ним учебным пособиям, то эксперт отображает в графе «Экспертная оценка по критерию» соответствующего листа экспертного заключения знак «-«, а в графе «Примечание» указывает «Критерий не применяется».».

4. Абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

«10. Для проведения экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подлежащих включению в перечень федерального перечня учебников, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящего Порядка, в части обеспечения реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а для подлежащих к включению в перечни федерального перечня учебников, предусмотренные подпунктами 2-4 пункта 1 настоящего Порядка, лицо, которому принадлежит исключительное право на учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (далее — заявитель), в период с 31 июля по 31 августа подает лично, через уполномоченного представителя или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство просвещения Российской Федерации:».

5. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае наличия обстоятельств, выражающихся в личной заинтересованности в отношении рассматриваемого учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное решение, эксперт не может участвовать в проведении экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий. При возникновении указанной ситуации эксперт обязан уведомить о ее возникновении или о возможности ее возникновения уполномоченную организацию любым удобным способом (лично, почтовым отправлением, посредством факсимильной связи или электронной почты) на имя руководителя уполномоченной организации в срок до 3 календарных дней после выявления обстоятельств, обуславливающих возникновение указанной ситуации.

В таком случае уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления привлекает к проведению экспертизы других экспертов.».

6. Пункт 34 изложить в следующей редакции:

«34. Заседание Научно-методического совета по учебникам считается правомочным при условии участия в нем более половины от числа лиц, входящих в состав Научно-методического совета по учебникам. В случае невыполнения указанного условия заседание переносится.

По результатам рассмотрения поступивших индивидуальных листов экспертов, заключений экспертиз, экспертных листов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке), заключений общественных экспертиз, а также учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий с прилагаемыми к ним документами и материалами Научно-методический совет по учебникам принимает по каждому учебнику и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям одно из следующих решений:

1) включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников;

2) не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников и направить на доработку (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, подготовленных в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка);

3) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы);

4) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия на апробацию без включения в федеральный перечень учебников (для учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подготовленных в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка).

Решение по итогам голосования считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины членов Научно-методического совета по учебникам, присутствующих на заседании, путем открытого голосования или заполнения форм для голосования. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Научно-методического совета по учебникам.».

7. Подпункт 1 пункта 35 изложить в следующей редакции:

«1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенных экспертиз получили наиболее высокую оценку («3» или «2» по критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Порядка), кроме специальных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;».

8. Пункт 36 изложить в следующей редакции:

«36. Научно-методический совет по учебникам принимает решение не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, поступившие в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенных экспертиз получили низкую оценку («1» или «0» по одному из критериев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка);

2) учебник и (или) одно или несколько разработанных в комплекте с ним учебных пособий не рекомендованы органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).».

9. Подпункт 1 пункта 37 изложить в следующей редакции:

«1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенной экспертизы получили наиболее высокую оценку («3» или «2» по критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Порядка), кроме специальных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;».

10. Пункт 38 изложить в следующей редакции:

«38. Общая экспертная оценка по итогам проведенных экспертиз учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассчитывается как сумма итоговой оценки общественной экспертизы (при наличии) и сумма среднеарифметических значений оценок по каждому критерию, присвоенному экспертами и экспертными организациями, которые проводили экспертизы, по следующим формулам.

(1)

(2)

где:

е — общая экспертная оценка учебника;

— количество критериев для общественной экспертизы;

i — порядковый номер критерия для общественной экспертизы ();

— значение оценки, присвоенной организацией, проводившей общественную экспертизу, по критерию i ();

с — количество критериев для экспертов и экспертных организаций;

j — порядковый номер критерия для экспертов и (или) экспертных организаций;

— среднеарифметическое значение оценки экспертов и (или) экспертных организаций по критерию j;

b — количество оценок, присвоенных экспертами или экспертными организациями по критерию j;

n — порядковый номер оценки, присвоенной экспертом или экспертной организацией по критерию j;

— значение оценки, присвоенной экспертом или экспертной организацией n по критерию j ().

Учебники считаются получившими по результатам экспертизы наиболее высокую оценку, если общая экспертная оценка выше среднеарифметического значения, рассчитанного для каждого учебника по учебному предмету или учебному курсу и уровню образования отдельно и утвержденного Научно-методическим советом по учебникам (далее — пороговое значение), кроме учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, специальных учебников, а также учебников, которые имеют не более трех завершенных предметных линий учебников в рамках формирования порогового значения по текущей процедуре рассмотрения результатов экспертизы, для которых устанавливается пороговое значение в размере 80% от максимально возможной общей экспертной оценки учебника.

Пороговое значение рассчитывается по следующим формулам:

(3)

(4)

где:

р — пороговое значение в общем случае;

— общая экспертная оценка учебника s;

s — порядковый номер учебника внутри группы по учебному предмету и уровню образования;

t — количество учебников по данному учебному предмету и уровню образования;

— пороговое значение для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, специальных учебников, а также учебников, которые имеют не более трех завершенных предметных линий учебников в рамках формирования порогового значения по текущей процедуре рассмотрения результатов экспертизы;

с — количество критериев для экспертов, экспертных организаций и уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для соответствующей группы учебников;

— количество критериев для общественной экспертизы.

При расчете порогового значения не учитываются:

1) среднеарифметическое значение общественной экспертизы для учебников, которые не проходили данную экспертизу;

2) среднеарифметическое значение критериев, которые были не применимы при проведении экспертизы.».

11. Пункт 39 изложить в следующей редакции:

«39. Научно-методический совет по учебникам принимает решение не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, поступившие в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

1) учебник и (или) одно или несколько разработанных в комплекте с ним учебных пособий по результатам проведенных экспертиз получили низкую оценку («1» или «0» по одному из критериев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка);

2) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия получили низкую оценку по результатам общественной экспертизы (при наличии);

3) учебник и (или) одно или несколько разработанных в комплекте с ним учебных пособий не рекомендованы органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).».

12. Пункт 40 изложить в следующей редакции:

«40. Научно-методический совет по учебникам принимает решение о направлении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы) в случае установления им при рассмотрении на заседании представленных Министерством просвещения Российской Федерации и (или) уполномоченной организацией, обращений от физических и (или) юридических лиц факта (фактов), указывающего (указывающих) на несоответствие учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ, а также соответствующей федеральной адаптированной общеобразовательной программе (для учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ) и (или) федеральной рабочей программе воспитания, либо установления им при рассмотрении представленных Министерством просвещения Российской Федерации и (или) уполномоченной организацией документов и материалов факта (фактов), подтверждающего (подтверждающих) нарушение процедуры прохождения экспертизы (экспертиз) учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, вмешательства в процедуру проведения экспертизы (экспертиз) лиц, не участвующих в ее (их) проведении, но оказавших влияние на ее (их) результаты, в случае полярных оценок экспертов по совокупности всех критериев, а также на основании особого мнения члена Научно-методического совета по учебникам.

Решение Научно-методического совета по учебникам о направлении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы) оформляется протоколом, в котором указываются вид (виды) экспертизы, которую (которые) необходимо провести дополнительно, а также обоснование ее проведения с указанием выявленных несоответствий.

Протокол передается в уполномоченную организацию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его принятия.».

13. Пункт 41 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае установления конфликта интересов, определенного пунктом 25 настоящего Порядка, в ходе заседания Научно-методического совета по учебникам предыдущее экспертное заключение признается недействительным и в дальнейшем не учитывается.».

14. В пункте 42:

а) в подпункте 1 слова «(с указанием в отношении учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, слов «находится на апробации»)» заменить словами «(для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка)»;

б) подпункт 3 дополнить словами «(для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка)».

15. Пункт 43 дополнить словами «, в том числе с указанием на обоснование принятых решений».

16. Пункт 44 изложить в следующей редакции:

«44. Научно-методический совет по учебникам рассматривает аналитический отчет уполномоченной организации и отчеты о результатах проведения апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, и принимает одно из следующих решений, предусмотренных Порядком подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий:

1) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий удовлетворительным, включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников и установить срок действия экспертных заключений «бессрочно»;

2) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий неудовлетворительным и не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников.».

17. Пункт 47 после слов «с решением» дополнить словами «и обоснованием принятого решения в соответствии с пунктами 35-40 настоящего Порядка».

18. Пункт 51 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) включение в федеральный перечень учебников учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий по тому же учебному предмету или учебному курсу и для того же класса, получивших более высокую оценку по результатам экспертизы и/или подготовленных в соответствии с Порядком подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий.».

19. Абзац первый пункта 52 после слов «линия учебников разработана» дополнить словами «, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.».

20. Пункт 59 изложить в следующей редакции:

«59. Исключение учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий из федерального перечня учебников по основанию, предусмотренному подпунктом 6 или подпунктом 7 пункта 51 настоящего Порядка, осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений с установлением предельного срока учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий16 приказом Министерства просвещения Российской Федерации в течение 90 календарных дней со дня поступления в Министерство просвещения Российской Федерации протокола Научно-методического совета по учебникам.».

21. Дополнить сноской «16» к пункту 59 следующего содержания:

«16 Часть 7 статьи 18 Федерального закона об образовании».

22. В приложении N 1:

а) в пункте 3.1 слова «примерных основных образовательных программ» заменить словами «федеральных основных общеобразовательных программ»;

б) в пункте 3.17 слова «примерным адаптированным основным

в) образовательным программам» заменить словами «федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам»;

г) в пункте 3.18 слова «примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии)» заменить словами «федеральной основной общеобразовательной программе.».

23. В приложении N 2:

а) в пункте 3.1 слова «примерных основных образовательных программ» заменить словами «федеральных основных общеобразовательных программ»;

б) в пункте 3.15 слова «примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии)» заменить словами «федеральной основной общеобразовательной программе».

24. В приложении N 4 столбец «Программа, размещенная в государственной информационной системе Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации (fgosreestr.ru), в соответствии с которой разработан учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (указывается ссылка на программу)» исключить.

Изменены правила формирования федерального перечня учебников.

В частности, скорректирована балльная система оценки соответствия учебников установленным критериям.

Заявления о проведении экспертизы учебников теперь подаются с 31 июля по 31 августа (ранее устанавливался период с 31 марта по 30 апреля).

При наличии личной заинтересованности в отношении рассматриваемого учебника, которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное решение, эксперт не может участвовать в проведении экспертизы учебника. При возникновении указанной ситуации эксперт обязан уведомить об этом до 3 календарных дней после выявления соответствующих обстоятельств. Уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления привлекает других экспертов.

Прокрутить вверх