В учреждениях культуры будут использовать искусственный интеллект

Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года» (подготовлен Минкультуры России 11.09.2023)

Запланированы мероприятия по цифровой трансформации отрасли культуры. Предусматривается реализация трех проектов: «Цифровой культурный профиль», «Цифровая среда управления отраслью культуры», «Библиотека будущего». Они направлены в т. ч. на создание цифрового культурного профиля, оснащение библиотек современной программно-технической базой. Предполагается перевод информсистем учреждений культуры на платформу «ГосТех». В учреждениях планируется применять технологии промышленного интернета вещей и искусственного интеллекта для распознавания видеопотока, а также внедрить личные кабинеты.


Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года» (подготовлен Минкультуры России 11.09.2023)

20 сентября 2023

Досье на проект

Пояснительная записка

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года.

2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от «___» ______________202_ N ___

Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года

1  Общие положения

1.1  Основания

Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры до 2030 года (далее соответственно — СН ЦТ, отрасль) являются:

перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный Президентом Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 (подпункт «м» пункта 1 -принять меры, направленные на актуализацию действующих и утверждение новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы);

план мероприятий («дорожная карта») по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко 14 декабря 2022 г. N 15051п-П10.

Правовую основу СН ЦТ составляют:

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 231 «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 608-р.

1.2  Период действия СН ЦТ

СН ЦТ утверждается до 2030 года.

Актуализация СН ЦТ может осуществляться ежегодно, но не более одного раза в год.

1.3  Паспорт СН ЦТ

Паспорт СН ЦТ приведен в Приложении А настоящей СН ЦТ и содержит информацию о наименовании отрасли, сроках реализации СН ЦТ, целях СН ЦТ, целевом состоянии, индикаторах ЦТ отрасли, перечне ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации СН ЦТ.

1  Приоритеты, цели, задачи

1.1  Приоритеты

Приоритетами СН ЦТ являются:

— возможности для самореализации и развития талантов;

— внедрение отечественных цифровых решений и новых технологических направлений;

— формирование системы управления процессами цифровой трансформации отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— переход на управление и принятие решений на основе данных.

1.2  Цели

Целями СН ЦТ являются:

— достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования цифровых технологий;

— разработка и внедрение цифровой среды управления в сфере культуры для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе данных.

1.3  Задачи

Задачами СН ЦТ являются:

— создание цифровых профилей посетителей и учреждений культуры;

— цифровая трансформация бизнес-процессов, которые обеспечат удобство, доступность и эффективность использования сервисов при взаимодействии с учреждениями культуры;

— обучение работников учреждений культуры использованию новых цифровых решений и инструментов;

— обновление и улучшение цифровых решений и инструментов;

— создание центра цифровых и отраслевых компетенций;

— внедрение системы управления данными отрасли культуры, включая технологии искусственного интеллекта;

— проведение глубокой модернизации архитектуры и интерфейсов информационных систем с их переходом на единую цифровую платформу Российской Федерации «ГосТех» (далее — платформа «ГосТех»), уменьшение расходов на развитие и эксплуатацию информационных систем за счет переиспользования компонентов платформы «ГосТех».

2  Оценка состояния, бенефициары, вызовы/угрозы

2.1  Основные процессы отрасли и оценка текущего состояния

Цифровая трансформация в отрасли культуры на 2023 год проявляется активной работой учреждений в сфере культуры по переносу своих достижений в цифровой формат. Технологии помогают не только сохранить, но и упростить доступ к культурному наследию, уменьшить транзакционные издержки и значительно увеличить эффективность ресурсов отрасли.

Однако встречаются специфические для отрасли проблемы — защита авторских прав при цифровом представлении произведений, разрозненность информационных систем, дублирование и недостоверность данных, ограничение бюджетов на технологическое обновление и проблемы с обучением работников учреждений культуры новым цифровым навыкам.

2.2  Участники реализации СН ЦТ

Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, ответственным за координацию реализации СН ЦТ является Минкультуры России в составе следующих соисполнителей:

— Минэкономразвития России;

— Минцифры России;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия;

— АНО «Цифровая экономика» на основании соглашения от 24 июля 2023 г. N 84-01.1-41/03-23 о сотрудничестве;

— ФКУ «Государственные технологии» на основании соглашения от 27 июля 2023 г. N 4-01.1-40/03-23 о сотрудничестве.

Другими участниками СН ЦТ являются:

— ИТ-компании (по согласованию);

— экспертные организации (по согласованию).

2.3  Индикаторы ЦТ отрасли

Основными индикаторами СН ЦТ являются:

Название индикатора Тип индикатора Единица измерения Источник данных Краткий порядок интерпретации
Индекс проникновения технологий с подиндексами по технологиям Сквозной % Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России Представляет собой процентное соотношение между уровнем использования следующих технологий: искусственный интеллект, работа с большими данными; дополненная реальность в отрасли культуры и общим потенциалом их применения
Индекс затрат на внедрение технологий с подиндексами по технологиям Отраслевой % Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России Индикатор представляет собой процентное измерение затрат на внедрение искусственного интеллекта, работы с большими данными и дополненной реальности в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России
Индекс доступности цифровой инфраструктуры Сквозной % Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России Показывает уровень доступности и проникновения цифровой инфраструктуры
Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах Сквозной % Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах, позволяет провести оценку результатов мер по импортозамещению, импортонезависимости и технологическому суверенитету

2.4  Бенефициары, их вызовы/угрозы

Бенефициар Группа Краткая характеристика Вызов/угроза Как вызов/угроза влияет на бенефициара Какое еще негативное влияние имеет вызов/угроза Ранжиро-вание вызова/ угрозы
Вузы отрасли культуры Государство Деятельность в сфере образования культуры и искусств 1. Конкуренция с другими вузами. 2. Потеря абитуриентов. 1. Ограничение доступа к ресурсам. 2. Снижение инноваций в культуре и искусстве. 3. Ограниченные возможности обучения. Может привести к перенасыщению рынка выпускниками, что может усложнить ситуацию с трудоустройством по специальности 9
Государственные органы культуры, учреждения культуры Государство Управление отраслью культуры, государственная культурная политика, сохранению социокультурных ценностей России 1. Разрозненность информационных систем. 2. Отсутствие отраслевой модели данных. 3. Не обеспечена полнота сбора и хранения первичных данных из учреждений культуры (УК) о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей. 4. В большинстве УК отсутствует автоматическая идентификация посетителей. 1. Недостаток скоординированных решений. 2. Риск дублирования и недостоверности данных. 3. Трудности в обмене информацией. 4. Проблемы конфиденциальности и безопасности. 1. Учреждения культуры не имеют достаточной информации о своих клиентах-посетителях. 2. Большое количество отчетности. 7
Молодежь до 35 лет Общество Посещение библиотек 1. Низкая вовлеченность потребителей библиотек. 2. Конкурентоспособное предложение ресурсов в Интернет. 3. Библиотека перестает быть востребованным местом досуга. 1. Ограниченный доступ к источникам первичных данных. 2. Утрата ценности библиотеки как общественного места. 1. Снижение интереса к чтению и образованию. 2. Рост нелегального контента. 9

2.5  Целевое состояние

Бенефициар Вызов/угроза Естественное будущее Целевое состояние
Вузы отрасли культуры 1. Конкуренция с другими вузами. 2. Потеря абитуриентов. Отставание в цифровизации. Устарелый подход к обучению. Ограничение научных исследований. Создан цифровой культурный профиль, формируется с детского возраста. Увеличение количества абитуриентов на творческие специальности.
Государственные органы культуры, учреждения культуры 1. Разрозненность информационных систем. 2. Отсутствие отраслевой модели данных. 3. Не обеспечена полнота сбора и хранение первичных данных из учреждений культуры (УК) о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей 4. В большинстве УК отсутствует автоматическая идентификация посетителей. Территориально-лоскутная цифровизация учреждений культуры (в зависимости от емкости региональных и муниципальных бюджетов на культуру), накопление социокультурного дисбаланса у населения между регионами а также между малыми поселениями и крупными городами в силу разной эффективности среды управления отраслью культуры на местах Эффективное планирование финансовых, кадровых, материальных и других ресурсов УК на основе цифровых профилей УК, цифровых профилей сотрудников, цифровых профилей посетителей УК.
Молодежь до 35 лет 1. Низкая вовлеченность потребителей библиотек. 2. Конкурентоспособное предложение ресурсов в интернет. 3. Библиотека перестает быть востребованным местом досуга. С учетом трендов, направленных на цифровизацию контента, в том числе художественной, учебной и научной литературы, востребованность услуг по хранению и выдаче физических книг снижается. Особенно этот тренд проявляется в среде молодежи, привыкшей потреблять контент в цифровой форме в любом месте и в удобное для них время. Принимая во внимание указанные предпосылки, можно сделать вывод о том, что при инерционном сценарии посещаемость библиотек как в целом, так и в части молодежи будет снижаться увеличивающимися темпами, что приведет к деградации библиотечного сегмента как канала образования и воспитания всесторонне развитой личности. Библиотека — популярное и интересное место досуга среди молодежи, направленное на саморазвитие, обучение и творчество. Библиотека оснащена современной программно-технической базой, обеспечивающей возможности для популяризации и продвижения социокультурных ценностей и традиций с использованием облачных цифровых сервисов и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания всех групп посетителей.

3  Стратегический коридор

3.1  Тренды отрасли

Тренд Краткое описание
Устойчивое развитие и сохранение культурного наследия Использование цифровых технологий является важным шагом в сохранении культурного наследия и его доступности для будущих поколений.
Импортонезависимость и обеспечение информационной безопасности в новых условиях Переход на отечественное аппаратное и программное обеспечение. Обеспечение информационной безопасности при существенном увеличении кибератак и взломов информационных систем.
Персонализация и индивидуальный подход Развитие алгоритмов и систем, способных анализировать предпочтения пользователей и предлагать им индивидуально подобранное содержание.
Уменьшение расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет переиспользования компонентов платформы «ГосТех» Переход на платформу «ГосТех» и переиспользование компонентов платформы для существенного усиления функционала информационных систем отрасли культуры и уменьшения расходов на развитие и эксплуатацию.
Внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов отрасли культуры Внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов в отрасли культуры выступает в качестве значительного сдвига в способах трансформации, сохранения и представления культурного наследия, обеспечивая эффективное управление культурными данными и их каталогизацию.

3.2  Ограничения отрасли

Ограничение Краткое описание ограничения
Ограничение доступа к технологиям Учреждения культуры испытывают затруднения с доступом к современным технологиям и инфраструктуре и не всегда имеют доступ к передовым технологиям или высококвалифицированным специалистам, способным реализовать и поддерживать цифровые решения. Существующие проблемы соблюдения авторских прав также могут представлять препятствия для цифровой трансформации.
Ограничение кадрового потенциала Цифровая трансформация требует наличия высококвалифицированных специалистов, которые могут разрабатывать и внедрять новые технологии в отрасли культуры. При этом некоторые организации могут столкнуться с недостатком квалифицированных кадров или сложностями в подготовке персонала для работы с новыми технологиями.
Финансовые ограничения Цифровая трансформация требует значительных инвестиций в технологии, инфраструктуру, обучение персонала и поддержание операций. Отрасль культуры, зачастую получающая недостаточное финансирование или полагающаяся на государственные субсидии и пожертвования, может столкнуться с проблемами в получении необходимых средств.
Культурные и общественные ограничения Цифровое преобразование может вызвать существенные изменения в том, как культурные услуги предлагаются и воспринимаются, и эти изменения могут не быть приняты аудиторией или обществом в целом.

4  Проекты

4.1  Проекты стратегического направления цифровой трансформации

Бенефициар Вызов/угроза Целевое состояние Проекты Результаты проекта
Вузы отрасли культуры 1. Конкуренция с другими вузами. 2. Потеря абитуриентов. Создан цифровой культурный профиль, формируется с детского возраста. Увеличение количества абитуриентов на творческие специальности. Цифровой культурный профиль — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2026 г. — платформа запущена в опытную эксплуатацию в нескольких регионах. — 2028 г. — платформа запущена по всей России в промышленную эксплуатацию. — 2030 г. — платформа является главным информационным ресурсом отбора абитуриентов среди учреждений образования, культуры и искусства.
Государст-венные органы культуры, учреждения культуры 1. Разрозненность информационных систем. 2. Отсутствие отраслевой модели данных. 3. Не обеспечена полнота сбора и хранение первичных данных из учреждений культуры (УК) о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей. 4. В большинстве УК отсутствует автоматическая идентификация посетителей. Эффективное планирование финансовых, кадровых, материальных и других ресурсов УК на основе цифровых профилей УК, цифровых профилей сотрудников, цифровых профилей посетителей УК. Цифровая среда управления отраслью культуры — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2025 г. — создан центр цифровых и отраслевых компетенций, включая профильные ИТ-кластеры, управление данными и библиотека датасетов. — 2026 г. — создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры. — 2029 г. — созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности. — 2030 г. — 90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры.
Молодежь до 35 лет 1. Низкая вовлеченность потребителей библиотек. 2. Конкурентоспособное предложение ресурсов в интернет. 3. Библиотека перестает быть востребованным местом досуга. Библиотека — популярное и интересное место досуга среди молодежи, направленное на саморазвитие, обучение и творчество. Библиотека оснащена современной программно-технической базой, обеспечивающей возможности для популяризации и продвижения социокультурных ценностей и традиций с использованием облачных цифровых сервисов и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания всех групп посетителей. Библиотека будущего — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2024 г. — утверждена концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национального библиографического ресурса, как мастер данных библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национальной книжной платформы, инструмента комплектования библиотек. — 2025 г. — созданы информационно-коммуникационные платформы федерального, регионального и муниципального уровней для обеспечения информационной деятельности библиотек и их взаимодействия, в том числе межведомственного. — 2026 г. — внедрен единый реестр читателей с обеспечением доступа посредствам ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». — 2027 г. — проведена модернизация библиотечной статистики с основой на обработке первичных цифровых данных.

4.2  Внедряемые технологии

Проекты Внедряемые технологии Описание применения
Цифровой культурный профиль «Искусственный интеллект», «Технологии работы с большими данными» 1. Персонализированные рекомендации для абитуриентов: с помощью ИИ будет производиться анализ данных абитуриентов и их обучение, предпочтения, будут обеспечиваться рекомендации наиболее подходящих курсов и программ. 2. Большие данные будут обеспечивать рекомендации, какие направления в сфере культуры набирают популярность, позволяя вузам развивать и дорабатывать свои программы.
Цифровая среда управления отраслью культуры «Искусственный интеллект», «Технологии промышленного интернета (интернет вещей)», «Технологии систем распределенного реестра», «Технологии работы с большими данными» 1. Автоматическая идентификация пользователей/посетителей учреждений культуры по видеоизображению (без персонализации) для автоматизации наполнения цифрового профиля пользователя с возможностью анализа предпочтений пользователей и генерации для них предложений по посещению схожих учреждений культуры (или мероприятий) характерных для выявленного социокультурного кластерного профиля. 2. Автоматизированный сенсорный контроль состояния зданий и помещений учреждений культуры для мониторинга состояния и планирования проведения ремонтов и дооснащения технологиями «умного дома» на основе промышленного интернета (интернета вещей). 3. Автоматизированная регистрация и регулирования культурного контента. 4. Автоматизированный сбор первичных данных в личных кабинетах учреждений культуры, для подготовки статистической и отраслевой отчетности по этим учреждениям и для планирования их финансового, кадрового и другого ресурсного обеспечения. Дополнительно технология позволяет значительно сократить этапы согласования управленческих решений в отрасли (т.е. повысить скорость и качество принятия управленческих решений) за счет создания цифровой онтологической модели отрасли культуры и согласования на ее основе всех информационных потоков/артефактов взаимодействия ее субъектов (министерство, учреждения культуры (УК), сотрудники УК, пользователи/посетители) и интеграция информационных потоков с ФОИВ-ами).
Библиотека будущего «Искусственный интеллект», «Технологии промышленного интернета (интернет вещей)», «Технологии работы с большими данными» 1. Формирование цифровой среды библиотеки, ориентированной на потребности разных групп населения. 2. Наряду с традиционными печатными изданиями, пополнение библиотечных фондов электронными документами, российскими и зарубежными удаленными информационными ресурсами (базами данных, электронными библиотеками и др.). 3. Формирование проактивного подхода к обслуживанию пользователей библиотек, направленного на опережение потребности читателя. 4. Разработка и внедрение методов предметного, тематического и систематического поиска полнотекстовых ресурсов с использованием методов искусственного интеллекта. 5 Разработка и внедрение облачной платформы и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания. 6. Формирование программно-аппаратных комплексов библиотек в соответствии с современным уровнем технологического развития, международными и национальными стандартами информационной отрасли.

4.3  Показатели проектов

В целях осуществления мониторинга эффективности реализации проектов СН ЦТ вводятся следующие целевые показатели:

Название проекта Название показателя Динамика
2025 2026 2027 2028 2029 2030
Цифровой культурный профиль Количество граждан, получивших ЦКП 0 500 10 000 100 000 500 000 1 500 000
Цифровой культурный профиль Доля учреждений культуры, использующих ЦКП 0 1% 10% 15% 20% 40%
Цифровая среда управления отраслью культуры Доля учреждений культуры, использующих (включенных в) цифровую среду управления отраслью культуры 0 0 5% 25% 50% 90%
Библиотека будущего Количество библиотек, подключенных к информационно-коммуникационной платформе для обеспечения информационной деятельности библиотек 0 100 1 000 5 000 10 000 15 000

4.4  Результаты проектов

По итогам и / или в процессе реализации каждого проекта планируется достижение следующих положительных эффектов.

Для проекта «Цифровой культурный профиль» результатами являются: — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения.

— 2026 г. — платформа запущена в опытную эксплуатацию в нескольких регионах.

— 2028 г. — платформа запущена по всей России в промышленную эксплуатацию.

— 2030 г. — платформа является главным информационным ресурсом отбора абитуриентов среди учреждений образования, культуры и искусства. Для проекта «Цифровая среда управления отраслью культуры» результатами являются:

— 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения.

— 2025 г. — создан центр цифровых и отраслевых компетенций, включая профильные ИТ-кластеры, управление данными и библиотека датасетов.

— 2026 г. — создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры.

— 2029 г. — созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности.

— 2030 г. — 90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры.

Для проекта «Библиотека будущего» результатами являются: — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения.

— 2024 г. — утверждена концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли.

— 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национального библиографического ресурса, как мастер данных библиотечной отрасли.

— 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национальной книжной платформы, инструмента комплектования библиотек.

— 2025 г. — созданы информационно-коммуникационные платформы федерального, регионального и муниципального уровней для обеспечения информационной деятельности библиотек и их взаимодействия, в том числе межведомственного.

— 2026 г. — внедрен единый реестр читателей с обеспечением доступа посредствам ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

— 2027 г. — проведена модернизация библиотечной статистики с основой на обработке первичных цифровых данных.

4.5  Финансовое обеспечение проектов

Реализация проектов стратегического направления цифровой трансформации возможна при условии выделения Минкультуры России дополнительных средств федерального бюджета.

СН ЦТ предусматривает рассмотрение и согласование дополнительной потребности в средствах федерального бюджета на реализацию проектов СН ЦТ в рамках государственных программ.

В обосновывающие материалы реализации проектов СН ЦТ включаются:

— экономическая оценка сценариев реализации проектов СН ЦТ с учетом использования платформы «ГосТех» и без нее.

— мероприятия по снижению расходов на реализацию проектов СН ЦТ за счет переиспользования компонентов платформы «ГосТех»;

— обеспечение технологической независимости функционирования информационных систем от использования иностранных программ для электронных вычислительных машин и баз данных, информационных технологий и технических средств.

Расходы на реализацию проектов СН ЦТ составят:

в 2024 году — определение источников финансирования, рассмотрение и согласование обосновывающих материалов реализации проектов СН ЦТ;

в 2025-2030 гг. — расходы на реализацию проектов СН ЦТ, утвержденные в 2024 году.

5  Мониторинг реализации СН ЦТ

Мониторинг реализации СН ЦТ включает:

— регулярный сбор и анализ данных по указанным индикаторам и показателям;

— использование инструментов аналитики и визуализации данных для наглядного представления результатов и тенденций;

— сравнение результатов с отраслевыми показателями;

— регулярный аудит и оценка качества работы цифровых сервисов.

Для целей осуществления мониторинга реализации проектов СН ЦТ используются следующие источники:

— данные от учреждений культуры;

— данные от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры;

— данные от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия;

— опросы граждан.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма паспорта СН ЦТ

Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года
Наименование отрасли Культура
Сроки реализации СН ЦТ 2024-2030
Цели СН ЦТ — Достигнуть высокий уровень цифровой зрелости во взаимодействии между посетителями и учреждениями культуры, обеспечить удобство, доступность и эффективность использования цифровых технологий. — Разработать и внедрить цифровую среду управления в сфере культуры, для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе данных.
Целевое состояние — Создан цифровой культурный профиль, формируется с детского возраста. Увеличение количества абитуриентов на творческие специальности. — Эффективное планирование финансовых, кадровых, материальных и других ресурсов УК на основе цифровых профилей УК, цифровых профилей сотрудников, цифровых профилей посетителей УК. — Библиотека — популярное и интересное место досуга среди молодежи, направленное на саморазвитие, обучение и творчество. Библиотека оснащена современной программно-технической базой, обеспечивающей возможности для популяризации и продвижения социокультурных ценностей и традиций с использованием облачных цифровых сервисов и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания всех групп посетителей.
Индикаторы ЦТ отрасли — Индекс проникновения технологий с подиндексами по технологиям. — Индекс затрат на внедрение технологий с подиндексами по технологиям. — Индекс доступности цифровой инфраструктуры. — Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах.
Перечень ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации СН ЦТ Минкультуры России в составе следующих соисполнителей: — Минэкономразвития России; — Минцифры России; — органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия; — АНО «Цифровая экономика», в соответствии с соглашением о сотрудничестве от 24 июля 2023 г. N 84-01.1-41/03-23; — ФКУ «Государственные технологии» в соответствии с соглашением о сотрудничестве от 27 июля 2023 г. N 4-01.1-40/03-23.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Дорожная карта

N Проект Контрольная точка Срок выполнения Ответственные исполнители Ожидаемый результат
1 Цифровой культурный профиль       — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2026 г. — платформа запущена в опытную эксплуатацию в нескольких регионах. — 2028 г. — платформа запущена по всей России в промышленную эксплуатацию. — 2030 г. — платформа является главным информационным ресурсом отбора абитуриентов среди учреждений образования, культуры и искусства.
1.1    Определение источника финансирования и разработка обосновывающих материалов финансового обеспечения II квартал 2024 г. Минкультуры России Утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения реализации проекта
1.2    Развёртывание платформы в нескольких регионах IV квартал 2026 г. Минкультуры России, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Соглашения о сотрудничестве с региональными учреждениями культуры
1.3    Развёртывание платформы по всей России IV квартал 2028 г. ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Циркулярные письма, приказы
1.4    Включение 40% учреждений культуры, использующих ЦКП III квартал 2030 г. Минкультуры России Протокол приемочных испытаний, акты о подключении учреждений культуры к платформе
2 Цифровая среда управления отраслью культуры       — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2025 г. — создан центр цифровых и отраслевых компетенций, включая профильные ИТ-кластеры, управление данными и библиотека датасетов. — 2026 г. — создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры. — 2029 г. — созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности. — 2030 г. — 90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры.
2.1    Определение источника финансирования и разработка обосновывающих материалов финансового обеспечения II квартал 2024 г. Минкультуры России Утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения реализации проекта
2.2    Создан центр цифровых и отраслевых компетенций II квартал 2025 г. Минкультуры России, Российская государственная библиотека Приказ о создании центра цифровых и отраслевых компетенций. Приказ о составе центра цифровых и отраслевых компетенций
2.3    Стандартизованы и приняты технологические протоколы передачи и витрины данных IV квартал 2025 г. Минкультуры России, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Утвержденные стандарты технологических протоколов и витрин данных отрасли культуры
2.4    Создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры IV квартал 2026 г. ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Акт ввода в эксплуатацию
2.5    Созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности III квартал 2029 г. ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Протокол приемочных испытаний
2.6    90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры III квартал 2030 г. Минкультуры России, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Протокол приемочных испытаний, акты о подключении учреждений культуры к цифровой среде
3 Библиотека будущего       — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2024 г. — утверждена концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национального библиографического ресурса как мастер данных библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национальной книжной платформы, инструмента комплектования библиотек. — 2025 г. — созданы информационно-коммуникационные платформы федерального, регионального и муниципального уровней для обеспечения информационной деятельности библиотек и их взаимодействия, в том числе межведомственного. — 2026 г. — внедрен единый реестр читателей с обеспечением доступа посредствам ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». — 2027 г. — проведена модернизация библиотечной статистики с основой на обработке первичных цифровых данных.
3.1    Определение источника финансирования и разработка обосновывающих материалов финансового обеспечения II квартал 2024 г. Минкультуры России Утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения реализации проекта
3.2    Разработка концепции цифровой трансформации библиотечной отрасли III квартал 2024 г. Минкультуры России,Российская государственная библиотека, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России». Разработаны, согласованы и утверждены концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли
3.3    Разработка информационно-коммуникационные платформы федерального уровня IV квартал 2025 г. Российская государственная библиотека Акт ввода в эксплуатацию
3.4    Разработка информационно-коммуникационные платформы регионального и муниципального уровней IV квартал 2025 г. ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Акт ввода в эксплуатацию
3.5    Внедрение единого реестра читателей III квартал 2026 г. Минкультуры России, Российская государственная библиотека, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» Акт ввода в эксплуатацию

Запланированы мероприятия по цифровой трансформации отрасли культуры. Предусматривается реализация трех проектов: «Цифровой культурный профиль», «Цифровая среда управления отраслью культуры», «Библиотека будущего». Они направлены в т. ч. на создание цифрового культурного профиля, оснащение библиотек современной программно-технической базой. Предполагается перевод информсистем учреждений культуры на платформу «ГосТех».

В учреждениях планируется применять технологии промышленного интернета вещей и искусственного интеллекта для распознавания видеопотока, а также внедрить личные кабинеты.

Прокрутить вверх