Запланированы мероприятия по цифровой трансформации отрасли культуры. Предусматривается реализация трех проектов: «Цифровой культурный профиль», «Цифровая среда управления отраслью культуры», «Библиотека будущего». Они направлены в т. ч. на создание цифрового культурного профиля, оснащение библиотек современной программно-технической базой. Предполагается перевод информсистем учреждений культуры на платформу «ГосТех». В учреждениях планируется применять технологии промышленного интернета вещей и искусственного интеллекта для распознавания видеопотока, а также внедрить личные кабинеты.
Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года» (подготовлен Минкультуры России 11.09.2023)
Досье на проект
Пояснительная записка
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года.
2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от «___» ______________202_ N ___
Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года
1 Общие положения
1.1 Основания
Основанием разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры до 2030 года (далее соответственно — СН ЦТ, отрасль) являются:
перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденный Президентом Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. N Пр-1553 (подпункт «м» пункта 1 -принять меры, направленные на актуализацию действующих и утверждение новых стратегических направлений в области цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы);
план мероприятий («дорожная карта») по актуализации действующих и утверждению новых стратегических направлений, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко 14 декабря 2022 г. N 15051п-П10.
Правовую основу СН ЦТ составляют:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 231 «О создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем с использованием единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех»;
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»;
Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 608-р.
1.2 Период действия СН ЦТ
СН ЦТ утверждается до 2030 года.
Актуализация СН ЦТ может осуществляться ежегодно, но не более одного раза в год.
1.3 Паспорт СН ЦТ
Паспорт СН ЦТ приведен в Приложении А настоящей СН ЦТ и содержит информацию о наименовании отрасли, сроках реализации СН ЦТ, целях СН ЦТ, целевом состоянии, индикаторах ЦТ отрасли, перечне ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации СН ЦТ.
1 Приоритеты, цели, задачи
1.1 Приоритеты
Приоритетами СН ЦТ являются:
— возможности для самореализации и развития талантов;
— внедрение отечественных цифровых решений и новых технологических направлений;
— формирование системы управления процессами цифровой трансформации отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— переход на управление и принятие решений на основе данных.
1.2 Цели
Целями СН ЦТ являются:
— достижение высокого уровня цифровой зрелости во взаимодействии посетителей и учреждений культуры, обеспечение удобства, доступности и эффективности использования цифровых технологий;
— разработка и внедрение цифровой среды управления в сфере культуры для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе данных.
1.3 Задачи
Задачами СН ЦТ являются:
— создание цифровых профилей посетителей и учреждений культуры;
— цифровая трансформация бизнес-процессов, которые обеспечат удобство, доступность и эффективность использования сервисов при взаимодействии с учреждениями культуры;
— обучение работников учреждений культуры использованию новых цифровых решений и инструментов;
— обновление и улучшение цифровых решений и инструментов;
— создание центра цифровых и отраслевых компетенций;
— внедрение системы управления данными отрасли культуры, включая технологии искусственного интеллекта;
— проведение глубокой модернизации архитектуры и интерфейсов информационных систем с их переходом на единую цифровую платформу Российской Федерации «ГосТех» (далее — платформа «ГосТех»), уменьшение расходов на развитие и эксплуатацию информационных систем за счет переиспользования компонентов платформы «ГосТех».
2 Оценка состояния, бенефициары, вызовы/угрозы
2.1 Основные процессы отрасли и оценка текущего состояния
Цифровая трансформация в отрасли культуры на 2023 год проявляется активной работой учреждений в сфере культуры по переносу своих достижений в цифровой формат. Технологии помогают не только сохранить, но и упростить доступ к культурному наследию, уменьшить транзакционные издержки и значительно увеличить эффективность ресурсов отрасли.
Однако встречаются специфические для отрасли проблемы — защита авторских прав при цифровом представлении произведений, разрозненность информационных систем, дублирование и недостоверность данных, ограничение бюджетов на технологическое обновление и проблемы с обучением работников учреждений культуры новым цифровым навыкам.
2.2 Участники реализации СН ЦТ
Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, ответственным за координацию реализации СН ЦТ является Минкультуры России в составе следующих соисполнителей:
— Минэкономразвития России;
— Минцифры России;
— органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия;
— АНО «Цифровая экономика» на основании соглашения от 24 июля 2023 г. N 84-01.1-41/03-23 о сотрудничестве;
— ФКУ «Государственные технологии» на основании соглашения от 27 июля 2023 г. N 4-01.1-40/03-23 о сотрудничестве.
Другими участниками СН ЦТ являются:
— ИТ-компании (по согласованию);
— экспертные организации (по согласованию).
2.3 Индикаторы ЦТ отрасли
Основными индикаторами СН ЦТ являются:
Название индикатора | Тип индикатора | Единица измерения | Источник данных | Краткий порядок интерпретации |
---|---|---|---|---|
Индекс проникновения технологий с подиндексами по технологиям | Сквозной | % | Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России | Представляет собой процентное соотношение между уровнем использования следующих технологий: искусственный интеллект, работа с большими данными; дополненная реальность в отрасли культуры и общим потенциалом их применения |
Индекс затрат на внедрение технологий с подиндексами по технологиям | Отраслевой | % | Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России | Индикатор представляет собой процентное измерение затрат на внедрение искусственного интеллекта, работы с большими данными и дополненной реальности в рамках ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России |
Индекс доступности цифровой инфраструктуры | Сквозной | % | Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России | Показывает уровень доступности и проникновения цифровой инфраструктуры |
Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах | Сквозной | % | Мониторинг ведомственной программы цифровой трансформации Минкультуры России | Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах, позволяет провести оценку результатов мер по импортозамещению, импортонезависимости и технологическому суверенитету |
2.4 Бенефициары, их вызовы/угрозы
Бенефициар | Группа | Краткая характеристика | Вызов/угроза | Как вызов/угроза влияет на бенефициара | Какое еще негативное влияние имеет вызов/угроза | Ранжиро-вание вызова/ угрозы |
---|---|---|---|---|---|---|
Вузы отрасли культуры | Государство | Деятельность в сфере образования культуры и искусств | 1. Конкуренция с другими вузами. 2. Потеря абитуриентов. | 1. Ограничение доступа к ресурсам. 2. Снижение инноваций в культуре и искусстве. 3. Ограниченные возможности обучения. | Может привести к перенасыщению рынка выпускниками, что может усложнить ситуацию с трудоустройством по специальности | 9 |
Государственные органы культуры, учреждения культуры | Государство | Управление отраслью культуры, государственная культурная политика, сохранению социокультурных ценностей России | 1. Разрозненность информационных систем. 2. Отсутствие отраслевой модели данных. 3. Не обеспечена полнота сбора и хранения первичных данных из учреждений культуры (УК) о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей. 4. В большинстве УК отсутствует автоматическая идентификация посетителей. | 1. Недостаток скоординированных решений. 2. Риск дублирования и недостоверности данных. 3. Трудности в обмене информацией. 4. Проблемы конфиденциальности и безопасности. | 1. Учреждения культуры не имеют достаточной информации о своих клиентах-посетителях. 2. Большое количество отчетности. | 7 |
Молодежь до 35 лет | Общество | Посещение библиотек | 1. Низкая вовлеченность потребителей библиотек. 2. Конкурентоспособное предложение ресурсов в Интернет. 3. Библиотека перестает быть востребованным местом досуга. | 1. Ограниченный доступ к источникам первичных данных. 2. Утрата ценности библиотеки как общественного места. | 1. Снижение интереса к чтению и образованию. 2. Рост нелегального контента. | 9 |
2.5 Целевое состояние
Бенефициар | Вызов/угроза | Естественное будущее | Целевое состояние |
---|---|---|---|
Вузы отрасли культуры | 1. Конкуренция с другими вузами. 2. Потеря абитуриентов. | Отставание в цифровизации. Устарелый подход к обучению. Ограничение научных исследований. | Создан цифровой культурный профиль, формируется с детского возраста. Увеличение количества абитуриентов на творческие специальности. |
Государственные органы культуры, учреждения культуры | 1. Разрозненность информационных систем. 2. Отсутствие отраслевой модели данных. 3. Не обеспечена полнота сбора и хранение первичных данных из учреждений культуры (УК) о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей 4. В большинстве УК отсутствует автоматическая идентификация посетителей. | Территориально-лоскутная цифровизация учреждений культуры (в зависимости от емкости региональных и муниципальных бюджетов на культуру), накопление социокультурного дисбаланса у населения между регионами а также между малыми поселениями и крупными городами в силу разной эффективности среды управления отраслью культуры на местах | Эффективное планирование финансовых, кадровых, материальных и других ресурсов УК на основе цифровых профилей УК, цифровых профилей сотрудников, цифровых профилей посетителей УК. |
Молодежь до 35 лет | 1. Низкая вовлеченность потребителей библиотек. 2. Конкурентоспособное предложение ресурсов в интернет. 3. Библиотека перестает быть востребованным местом досуга. | С учетом трендов, направленных на цифровизацию контента, в том числе художественной, учебной и научной литературы, востребованность услуг по хранению и выдаче физических книг снижается. Особенно этот тренд проявляется в среде молодежи, привыкшей потреблять контент в цифровой форме в любом месте и в удобное для них время. Принимая во внимание указанные предпосылки, можно сделать вывод о том, что при инерционном сценарии посещаемость библиотек как в целом, так и в части молодежи будет снижаться увеличивающимися темпами, что приведет к деградации библиотечного сегмента как канала образования и воспитания всесторонне развитой личности. | Библиотека — популярное и интересное место досуга среди молодежи, направленное на саморазвитие, обучение и творчество. Библиотека оснащена современной программно-технической базой, обеспечивающей возможности для популяризации и продвижения социокультурных ценностей и традиций с использованием облачных цифровых сервисов и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания всех групп посетителей. |
3 Стратегический коридор
3.1 Тренды отрасли
Тренд | Краткое описание |
---|---|
Устойчивое развитие и сохранение культурного наследия | Использование цифровых технологий является важным шагом в сохранении культурного наследия и его доступности для будущих поколений. |
Импортонезависимость и обеспечение информационной безопасности в новых условиях | Переход на отечественное аппаратное и программное обеспечение. Обеспечение информационной безопасности при существенном увеличении кибератак и взломов информационных систем. |
Персонализация и индивидуальный подход | Развитие алгоритмов и систем, способных анализировать предпочтения пользователей и предлагать им индивидуально подобранное содержание. |
Уменьшение расходов на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем за счет переиспользования компонентов платформы «ГосТех» | Переход на платформу «ГосТех» и переиспользование компонентов платформы для существенного усиления функционала информационных систем отрасли культуры и уменьшения расходов на развитие и эксплуатацию. |
Внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов отрасли культуры | Внедрение технологии искусственного интеллекта в цифровизацию процессов в отрасли культуры выступает в качестве значительного сдвига в способах трансформации, сохранения и представления культурного наследия, обеспечивая эффективное управление культурными данными и их каталогизацию. |
3.2 Ограничения отрасли
Ограничение | Краткое описание ограничения |
---|---|
Ограничение доступа к технологиям | Учреждения культуры испытывают затруднения с доступом к современным технологиям и инфраструктуре и не всегда имеют доступ к передовым технологиям или высококвалифицированным специалистам, способным реализовать и поддерживать цифровые решения. Существующие проблемы соблюдения авторских прав также могут представлять препятствия для цифровой трансформации. |
Ограничение кадрового потенциала | Цифровая трансформация требует наличия высококвалифицированных специалистов, которые могут разрабатывать и внедрять новые технологии в отрасли культуры. При этом некоторые организации могут столкнуться с недостатком квалифицированных кадров или сложностями в подготовке персонала для работы с новыми технологиями. |
Финансовые ограничения | Цифровая трансформация требует значительных инвестиций в технологии, инфраструктуру, обучение персонала и поддержание операций. Отрасль культуры, зачастую получающая недостаточное финансирование или полагающаяся на государственные субсидии и пожертвования, может столкнуться с проблемами в получении необходимых средств. |
Культурные и общественные ограничения | Цифровое преобразование может вызвать существенные изменения в том, как культурные услуги предлагаются и воспринимаются, и эти изменения могут не быть приняты аудиторией или обществом в целом. |
4 Проекты
4.1 Проекты стратегического направления цифровой трансформации
Бенефициар | Вызов/угроза | Целевое состояние | Проекты | Результаты проекта |
---|---|---|---|---|
Вузы отрасли культуры | 1. Конкуренция с другими вузами. 2. Потеря абитуриентов. | Создан цифровой культурный профиль, формируется с детского возраста. Увеличение количества абитуриентов на творческие специальности. | Цифровой культурный профиль | — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2026 г. — платформа запущена в опытную эксплуатацию в нескольких регионах. — 2028 г. — платформа запущена по всей России в промышленную эксплуатацию. — 2030 г. — платформа является главным информационным ресурсом отбора абитуриентов среди учреждений образования, культуры и искусства. |
Государст-венные органы культуры, учреждения культуры | 1. Разрозненность информационных систем. 2. Отсутствие отраслевой модели данных. 3. Не обеспечена полнота сбора и хранение первичных данных из учреждений культуры (УК) о посетителях и клиентах для наполнения их цифровых профилей. 4. В большинстве УК отсутствует автоматическая идентификация посетителей. | Эффективное планирование финансовых, кадровых, материальных и других ресурсов УК на основе цифровых профилей УК, цифровых профилей сотрудников, цифровых профилей посетителей УК. | Цифровая среда управления отраслью культуры | — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2025 г. — создан центр цифровых и отраслевых компетенций, включая профильные ИТ-кластеры, управление данными и библиотека датасетов. — 2026 г. — создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры. — 2029 г. — созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности. — 2030 г. — 90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры. |
Молодежь до 35 лет | 1. Низкая вовлеченность потребителей библиотек. 2. Конкурентоспособное предложение ресурсов в интернет. 3. Библиотека перестает быть востребованным местом досуга. | Библиотека — популярное и интересное место досуга среди молодежи, направленное на саморазвитие, обучение и творчество. Библиотека оснащена современной программно-технической базой, обеспечивающей возможности для популяризации и продвижения социокультурных ценностей и традиций с использованием облачных цифровых сервисов и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания всех групп посетителей. | Библиотека будущего | — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2024 г. — утверждена концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национального библиографического ресурса, как мастер данных библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национальной книжной платформы, инструмента комплектования библиотек. — 2025 г. — созданы информационно-коммуникационные платформы федерального, регионального и муниципального уровней для обеспечения информационной деятельности библиотек и их взаимодействия, в том числе межведомственного. — 2026 г. — внедрен единый реестр читателей с обеспечением доступа посредствам ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». — 2027 г. — проведена модернизация библиотечной статистики с основой на обработке первичных цифровых данных. |
4.2 Внедряемые технологии
Проекты | Внедряемые технологии | Описание применения |
---|---|---|
Цифровой культурный профиль | «Искусственный интеллект», «Технологии работы с большими данными» | 1. Персонализированные рекомендации для абитуриентов: с помощью ИИ будет производиться анализ данных абитуриентов и их обучение, предпочтения, будут обеспечиваться рекомендации наиболее подходящих курсов и программ. 2. Большие данные будут обеспечивать рекомендации, какие направления в сфере культуры набирают популярность, позволяя вузам развивать и дорабатывать свои программы. |
Цифровая среда управления отраслью культуры | «Искусственный интеллект», «Технологии промышленного интернета (интернет вещей)», «Технологии систем распределенного реестра», «Технологии работы с большими данными» | 1. Автоматическая идентификация пользователей/посетителей учреждений культуры по видеоизображению (без персонализации) для автоматизации наполнения цифрового профиля пользователя с возможностью анализа предпочтений пользователей и генерации для них предложений по посещению схожих учреждений культуры (или мероприятий) характерных для выявленного социокультурного кластерного профиля. 2. Автоматизированный сенсорный контроль состояния зданий и помещений учреждений культуры для мониторинга состояния и планирования проведения ремонтов и дооснащения технологиями «умного дома» на основе промышленного интернета (интернета вещей). 3. Автоматизированная регистрация и регулирования культурного контента. 4. Автоматизированный сбор первичных данных в личных кабинетах учреждений культуры, для подготовки статистической и отраслевой отчетности по этим учреждениям и для планирования их финансового, кадрового и другого ресурсного обеспечения. Дополнительно технология позволяет значительно сократить этапы согласования управленческих решений в отрасли (т.е. повысить скорость и качество принятия управленческих решений) за счет создания цифровой онтологической модели отрасли культуры и согласования на ее основе всех информационных потоков/артефактов взаимодействия ее субъектов (министерство, учреждения культуры (УК), сотрудники УК, пользователи/посетители) и интеграция информационных потоков с ФОИВ-ами). |
Библиотека будущего | «Искусственный интеллект», «Технологии промышленного интернета (интернет вещей)», «Технологии работы с большими данными» | 1. Формирование цифровой среды библиотеки, ориентированной на потребности разных групп населения. 2. Наряду с традиционными печатными изданиями, пополнение библиотечных фондов электронными документами, российскими и зарубежными удаленными информационными ресурсами (базами данных, электронными библиотеками и др.). 3. Формирование проактивного подхода к обслуживанию пользователей библиотек, направленного на опережение потребности читателя. 4. Разработка и внедрение методов предметного, тематического и систематического поиска полнотекстовых ресурсов с использованием методов искусственного интеллекта. 5 Разработка и внедрение облачной платформы и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания. 6. Формирование программно-аппаратных комплексов библиотек в соответствии с современным уровнем технологического развития, международными и национальными стандартами информационной отрасли. |
4.3 Показатели проектов
В целях осуществления мониторинга эффективности реализации проектов СН ЦТ вводятся следующие целевые показатели:
Название проекта | Название показателя | Динамика | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | ||
Цифровой культурный профиль | Количество граждан, получивших ЦКП | 0 | 500 | 10 000 | 100 000 | 500 000 | 1 500 000 |
Цифровой культурный профиль | Доля учреждений культуры, использующих ЦКП | 0 | 1% | 10% | 15% | 20% | 40% |
Цифровая среда управления отраслью культуры | Доля учреждений культуры, использующих (включенных в) цифровую среду управления отраслью культуры | 0 | 0 | 5% | 25% | 50% | 90% |
Библиотека будущего | Количество библиотек, подключенных к информационно-коммуникационной платформе для обеспечения информационной деятельности библиотек | 0 | 100 | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 15 000 |
4.4 Результаты проектов
По итогам и / или в процессе реализации каждого проекта планируется достижение следующих положительных эффектов.
Для проекта «Цифровой культурный профиль» результатами являются: — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения.
— 2026 г. — платформа запущена в опытную эксплуатацию в нескольких регионах.
— 2028 г. — платформа запущена по всей России в промышленную эксплуатацию.
— 2030 г. — платформа является главным информационным ресурсом отбора абитуриентов среди учреждений образования, культуры и искусства. Для проекта «Цифровая среда управления отраслью культуры» результатами являются:
— 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения.
— 2025 г. — создан центр цифровых и отраслевых компетенций, включая профильные ИТ-кластеры, управление данными и библиотека датасетов.
— 2026 г. — создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры.
— 2029 г. — созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности.
— 2030 г. — 90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры.
Для проекта «Библиотека будущего» результатами являются: — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения.
— 2024 г. — утверждена концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли.
— 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национального библиографического ресурса, как мастер данных библиотечной отрасли.
— 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национальной книжной платформы, инструмента комплектования библиотек.
— 2025 г. — созданы информационно-коммуникационные платформы федерального, регионального и муниципального уровней для обеспечения информационной деятельности библиотек и их взаимодействия, в том числе межведомственного.
— 2026 г. — внедрен единый реестр читателей с обеспечением доступа посредствам ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
— 2027 г. — проведена модернизация библиотечной статистики с основой на обработке первичных цифровых данных.
4.5 Финансовое обеспечение проектов
Реализация проектов стратегического направления цифровой трансформации возможна при условии выделения Минкультуры России дополнительных средств федерального бюджета.
СН ЦТ предусматривает рассмотрение и согласование дополнительной потребности в средствах федерального бюджета на реализацию проектов СН ЦТ в рамках государственных программ.
В обосновывающие материалы реализации проектов СН ЦТ включаются:
— экономическая оценка сценариев реализации проектов СН ЦТ с учетом использования платформы «ГосТех» и без нее.
— мероприятия по снижению расходов на реализацию проектов СН ЦТ за счет переиспользования компонентов платформы «ГосТех»;
— обеспечение технологической независимости функционирования информационных систем от использования иностранных программ для электронных вычислительных машин и баз данных, информационных технологий и технических средств.
Расходы на реализацию проектов СН ЦТ составят:
в 2024 году — определение источников финансирования, рассмотрение и согласование обосновывающих материалов реализации проектов СН ЦТ;
в 2025-2030 гг. — расходы на реализацию проектов СН ЦТ, утвержденные в 2024 году.
5 Мониторинг реализации СН ЦТ
Мониторинг реализации СН ЦТ включает:
— регулярный сбор и анализ данных по указанным индикаторам и показателям;
— использование инструментов аналитики и визуализации данных для наглядного представления результатов и тенденций;
— сравнение результатов с отраслевыми показателями;
— регулярный аудит и оценка качества работы цифровых сервисов.
Для целей осуществления мониторинга реализации проектов СН ЦТ используются следующие источники:
— данные от учреждений культуры;
— данные от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры;
— данные от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия;
— опросы граждан.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Форма паспорта СН ЦТ
Стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли культуры на период до 2030 года | |
---|---|
Наименование отрасли | Культура |
Сроки реализации СН ЦТ | 2024-2030 |
Цели СН ЦТ | — Достигнуть высокий уровень цифровой зрелости во взаимодействии между посетителями и учреждениями культуры, обеспечить удобство, доступность и эффективность использования цифровых технологий. — Разработать и внедрить цифровую среду управления в сфере культуры, для обеспечения эффективного и современного управления процессами и ресурсами на основе данных. |
Целевое состояние | — Создан цифровой культурный профиль, формируется с детского возраста. Увеличение количества абитуриентов на творческие специальности. — Эффективное планирование финансовых, кадровых, материальных и других ресурсов УК на основе цифровых профилей УК, цифровых профилей сотрудников, цифровых профилей посетителей УК. — Библиотека — популярное и интересное место досуга среди молодежи, направленное на саморазвитие, обучение и творчество. Библиотека оснащена современной программно-технической базой, обеспечивающей возможности для популяризации и продвижения социокультурных ценностей и традиций с использованием облачных цифровых сервисов и технологических стандартов стационарного и дистанционного информационно-библиотечного обслуживания всех групп посетителей. |
Индикаторы ЦТ отрасли | — Индекс проникновения технологий с подиндексами по технологиям. — Индекс затрат на внедрение технологий с подиндексами по технологиям. — Индекс доступности цифровой инфраструктуры. — Доля отечественного программного обеспечения и компонентов, используемых в информационных системах. |
Перечень ответственных исполнителей, соисполнителей, участников разработки, экспертизы и реализации СН ЦТ | Минкультуры России в составе следующих соисполнителей: — Минэкономразвития России; — Минцифры России; — органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и в сфере охраны объектов культурного наследия; — АНО «Цифровая экономика», в соответствии с соглашением о сотрудничестве от 24 июля 2023 г. N 84-01.1-41/03-23; — ФКУ «Государственные технологии» в соответствии с соглашением о сотрудничестве от 27 июля 2023 г. N 4-01.1-40/03-23. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Дорожная карта
N | Проект | Контрольная точка | Срок выполнения | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат |
---|---|---|---|---|---|
1 | Цифровой культурный профиль | — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2026 г. — платформа запущена в опытную эксплуатацию в нескольких регионах. — 2028 г. — платформа запущена по всей России в промышленную эксплуатацию. — 2030 г. — платформа является главным информационным ресурсом отбора абитуриентов среди учреждений образования, культуры и искусства. | |||
1.1 | Определение источника финансирования и разработка обосновывающих материалов финансового обеспечения | II квартал 2024 г. | Минкультуры России | Утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения реализации проекта | |
1.2 | Развёртывание платформы в нескольких регионах | IV квартал 2026 г. | Минкультуры России, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Соглашения о сотрудничестве с региональными учреждениями культуры | |
1.3 | Развёртывание платформы по всей России | IV квартал 2028 г. | ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Циркулярные письма, приказы | |
1.4 | Включение 40% учреждений культуры, использующих ЦКП | III квартал 2030 г. | Минкультуры России | Протокол приемочных испытаний, акты о подключении учреждений культуры к платформе | |
2 | Цифровая среда управления отраслью культуры | — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2025 г. — создан центр цифровых и отраслевых компетенций, включая профильные ИТ-кластеры, управление данными и библиотека датасетов. — 2026 г. — создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры. — 2029 г. — созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности. — 2030 г. — 90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры. | |||
2.1 | Определение источника финансирования и разработка обосновывающих материалов финансового обеспечения | II квартал 2024 г. | Минкультуры России | Утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения реализации проекта | |
2.2 | Создан центр цифровых и отраслевых компетенций | II квартал 2025 г. | Минкультуры России, Российская государственная библиотека | Приказ о создании центра цифровых и отраслевых компетенций. Приказ о составе центра цифровых и отраслевых компетенций | |
2.3 | Стандартизованы и приняты технологические протоколы передачи и витрины данных | IV квартал 2025 г. | Минкультуры России, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Утвержденные стандарты технологических протоколов и витрин данных отрасли культуры | |
2.4 | Создана ведомственная цифровая среда управления отраслью культуры | IV квартал 2026 г. | ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Акт ввода в эксплуатацию | |
2.5 | Созданы региональные цифровые центры сбора отраслевых данных и автоматической отчётности | III квартал 2029 г. | ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Протокол приемочных испытаний | |
2.6 | 90% учреждений культуры подключены к цифровой среде управления отраслью культуры | III квартал 2030 г. | Минкультуры России, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Протокол приемочных испытаний, акты о подключении учреждений культуры к цифровой среде | |
3 | Библиотека будущего | — 2024 г. — определены источники финансирования и утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения. — 2024 г. — утверждена концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национального библиографического ресурса как мастер данных библиотечной отрасли. — 2024-2030 гг. — обеспечено развитие национальной книжной платформы, инструмента комплектования библиотек. — 2025 г. — созданы информационно-коммуникационные платформы федерального, регионального и муниципального уровней для обеспечения информационной деятельности библиотек и их взаимодействия, в том числе межведомственного. — 2026 г. — внедрен единый реестр читателей с обеспечением доступа посредствам ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». — 2027 г. — проведена модернизация библиотечной статистики с основой на обработке первичных цифровых данных. | |||
3.1 | Определение источника финансирования и разработка обосновывающих материалов финансового обеспечения | II квартал 2024 г. | Минкультуры России | Утверждены обосновывающие материалы финансового обеспечения реализации проекта | |
3.2 | Разработка концепции цифровой трансформации библиотечной отрасли | III квартал 2024 г. | Минкультуры России,Российская государственная библиотека, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России». | Разработаны, согласованы и утверждены концепция и план мероприятий цифровой трансформации библиотечной отрасли | |
3.3 | Разработка информационно-коммуникационные платформы федерального уровня | IV квартал 2025 г. | Российская государственная библиотека | Акт ввода в эксплуатацию | |
3.4 | Разработка информационно-коммуникационные платформы регионального и муниципального уровней | IV квартал 2025 г. | ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Акт ввода в эксплуатацию | |
3.5 | Внедрение единого реестра читателей | III квартал 2026 г. | Минкультуры России, Российская государственная библиотека, ФГБУ «ГИВЦ Минкультуры России» | Акт ввода в эксплуатацию |
Запланированы мероприятия по цифровой трансформации отрасли культуры. Предусматривается реализация трех проектов: «Цифровой культурный профиль», «Цифровая среда управления отраслью культуры», «Библиотека будущего». Они направлены в т. ч. на создание цифрового культурного профиля, оснащение библиотек современной программно-технической базой. Предполагается перевод информсистем учреждений культуры на платформу «ГосТех».
В учреждениях планируется применять технологии промышленного интернета вещей и искусственного интеллекта для распознавания видеопотока, а также внедрить личные кабинеты.